Записки человека из народа, или Почем фунт любви?

В Израиле можно увидеть все. В смысле искусства, я имею в виду. Всевозможные чудеса. Все жанры, все континенты, всю мировую палитру талантов. Да и безграничность неталантов тоже. И откуда у нас только публика на все это берется… День и ночь плывет в наши души реклама. Формулировки способны снести крышу и сделать навеки пленником печатного-звучащего слова. Спорить трудно, противостоять не получается. Зритель потребляет даже не сам художественный продукт — его мраморную крошку, щедро рассыпанную по СМИ. Таков закон времени. Такова роль рекламы. Моторы рекламных «мерседесов» упрямо гудят, ровный автобан несет их к небесам, в синий простор. Газеты и порталы интернета напрочь отказываются публиковать отзывы, рецензии. 

Аналитика по этой теме себя изжила. Точнее – те, кто готовит чтиво для народа, ее изжили. Что ж, их право…Разброс цен на зрелища фатальный: от 10 до 1000 шекелей. И ситуация драматична. Разнообразна. Она несет бури и страсти. Ее не изменить, не исправить. Спектакль из Татарстана¸ детище режиссера, народного артиста Владимира Пряхина «Голубцы по объявлению», показанный в рамках международного фестиваля «Театральный дивертисмент» совсем недавно, вызвал много мыслей. Этот долговременный фестиваль решает на самом деле несколько задач. Во-первых, представляет гуманистическую линию, знакомит с достижениями театров российской провинции. Что само по себе важно и благородно. Во-вторых, дает совершенно иной¸ небанальный, непафосный маршрут. Волгорад, Ульяновск, Пенза, Орел, Таганрог, Костанай, Владимир, Благовещенск, Брянск, Ярославль, Астрахань…Все это не заштатный и халтурный мир, до которого не добрела нога столичного критика. Это — грандиозный фронт, баснословный простор великого театра России. Всякой. Современной, архаичной, модной, смятенной, живой, умной… И дело вовсе не в ностальгии. Когда мучает ностальгия, берут билет и летят в прошлое. А вот когда есть любопытство, пытливость, желание знать и понимать, счастливая нотка-жажда вникать и рассуждать, идут в театр. В провинциальный. Да, и в провинциальный тоже. И там набирают эмоции и аргументы. Учатся сравнивать. 

Критикуют и умиляются. В общем — открывают театр. Совершенно уникальные его стороны и сюжеты. 

… Во время Великой Отечественной, в эвакуации в Татарстане оказалась ученица Станиславского¸ актриса МХАТа, красавица Нина Ольшанская. С сыном Алексеем. Нина Ольшанская станет родоначальницей театра в Бугульме. Ее сын, Алексей Баталов, станет не просто мегазвездой искусства России, но и примером благородства, преданности профессии, человеческой цельности. Его роль Гоши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» определила очень важный и высокий идеал мужчины, человека¸ гражданина. 

Бугульминский театр носит имя Алексея Баталова. И носит его достойно. К нам на гастроли Театр привез спектакль по пьесе Антона Финка. Глуповатая история о тм, как уставшая от мужа дамочка вешает три объявления по поводу передачи его в хорошие руки, и как на этот призыв являются три соискателя ( две женщины и мужчина), обрела у режиссера Пряхина добрый и человечный вкус. Вкус дома, который защищен от ледяной пурги одиночества. Текст пьесы изобилует банальностями. Ситуация, мягко говоря, ничем не обоснована, конфликт надуманный. Ни у одного из героев не прописан индивидуальный характер, все они говорят, аргументируют, висят со своими проблемами в неком драматургическом вакууме. Но совершенно ясно, почему пьесу взяли в репертуар. Она призвана компенсировать дефицит современных комедий. Развлечь. Дать островок смеха. Режиссер тонко и профессионально воплотил свое понимание комичности, печали, фантазии на тему семьи, любви, комплексов, тяги к другим, свое отношение к людям. Песенка про пропавшую собаку ( «Висит на заборе, клышется ветром…»), старая, из очень далекого далека, словно сразу ставит вопрос о том, как мы переносим потерю, что нас заставляет грустить, на что мы идем, чтобы изменить судьбу. Из условных, резиновых диалогов, из сумятицы нестройного хода действия, мы берем чистую линию режиссерской увлеченности, актерской правды, доброго посыла труппы: храните любовь, храните любимых, не отбрасывайте первые романтические чувства, годы тепла, веру, смысл очага в океане житейской суеты… 

Театр показал хорошую ансамблевую игру. Умение слышать и понимать партнера. Любить его. А еще – выкладываться на сцене по максимуму. 

Увидеть актеров из Бугульмы — Анастасию Азорову, Рияза Усманова, Руслана Сунгатуллина, Ольгу Санчарову, Романа Никитина и Наталью Бородину — было удачей. 

Зрители, побывавшие на спектакле, все правильно оценили. Отзывы были очень уважительные и теплые. Что я рекомендую? Ходить в театр. Любить театр. Не лишать себя возможности оценить многоликий, непростой, неровный, сам на себя никогда не похжий театр России. Слишком она велика и непостижима, чотбы сводить ее театр к пафосным антрепризным «чесам» из столиц. Нет, если нравится только столичное варево – отлично, пусть. Но надо ведь и в глубину колодца заглянуть. Итак¸театр – это прекрасно! Господа из Бугульмы, приежайте к нам еще! 

Инна Шейхатович
фото: Павел Кофлер

Статья взята с сайта:

http://aziznews.ru/news/novosti_israel/1365-zapiski-cheloveka-iz-naroda-ili-pochem-funt-lyubvi.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *