Чудо без дефектов

Как себя вести с детьми с ограниченными возможностями здоровья – дилемма. Жалеть или быть строгим, взращивать мимозу или держать в ежовых рукавицах?! Однозначный ответ могут дать только те, кто как Сизиф поднимался на гору неоднократно и скатывался вниз до ближайших и дальних уступов, но снова шёл к вершинам.

В пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо» с маленькой Элен не особо церемонились. Росла себе девочка, угощалась печеньем, шарила в родительской тарелке руками, выбирая себе куски повкуснее. Мама и папа разрешали. Ведь тогда Элен молчала. Жила в своём мире, каталась на качелях, когда ей в руки попадала кукла, то старалась ей оторвать пришитые глаза-пуговицы. Зачем нужны глаза, Элен не знала. Никто не мог понять, что было на уме у этой девочки. Считали её дефективной. Даже хотели отдать в приют. Но пожалели. Пусть ходит бедолага среди кустов с клубникой в саду своего отца капитана Артура Келлера.

Папа её по-своему питает к ней нежные чувства, старается разнообразить жизнь малышки леденцами и вседозволенностью, но жизнь с ребёнком-инвалидом невыносима. Это мамы любят своих детей без условий, просто за то, что они есть. С психологией отцов немного сложнее. Мужчинам важно, чтобы их чадо показывало успехи: научилось говорить, ходить, писать стихи, петь…

Элен ни чему не училась. Вернее её ничему не учили. Конечно, она ведь дефективная. Что с неё взять?

А между тем, Альберт Эйнштейн говорил: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». То, что Элен не по годам умна, заметили только посторонние люди, которым родственная любовь и сочувствие не затмевали глаза.

Пробудить в девочке гения можно было, только сломав её, не обращая внимания на капризы, не изнеживая.

Пьеса глубокая. Несмотря на то, что написана она в середине прошлого века, сегодня обретает новую реальность. Во многих школах начали внедрять инклюзивное образование (рядом с обычными детьми учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и особенными потребностями). Всё бы ничего, но ряд трудностей всё-таки есть и в первую очередь – психологические: как относиться к особенному школьнику, как навсегда вычеркнуть из своего лексикона словосочетание «дефективный ребёнок».

Режиссёр-постановщик Рустам Файздрахманов взялся за пьесу, за эту непростую проблему. Актёрский ансамбль подобрал искусно. Лейсан Хабибуллина перевоплотилась из девушки с завышенными претензиями, которую она играет в спектакле «А свадьба пела и …» в ребёнка, похожего на зверёныша. Надежде Вышенской на протяжении всего действия буквально физически приходилось его усмирять. Каждый спектакль для неё, как бой: психологический и телесный. Впервые большую роль исполнила новичок театра имени А. Баталова Марина Чернуха.

Постановка спектакля стала возможной благодаря субсидии, выделенной из госбюджета по программе «Театры малых городов».

Фото Дениса Гапонова

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *