Ароматный спектакль

Даже Новый год меркнет для актёров в сравнении с этим мартовским днём. Что Новый год? Работа, работа и работа… А вот в Международный день театра можно расслабиться и пожинать плоды своего круглогодичного труда. В честь профессионального праздника устраивают фестивали, вручают премии театрального мастерства, поздравляют коллег.

Вот и в Бугульме сотрудники БГРДТ им. А. Баталова ждали этого дня с нетерпением. Когда верстался номер, ещё не было известно, как оценят члены жюри премьеру нынешнего сезона – спектакль «Сны». Но нам удалось побывать на показе в тот самый день, когда посмотреть работу бугульминских артистов приехали казанские критики.

Мелодрама «Сны» по циклу рассказов Ивана Бунина «Тёмные аллеи» – произведение непривычное для восприятия зрителя, привыкшего к комедиям. Здесь другая атмосфера: несколько новелл, практически не связанных одной сюжетной линией, острое проживание незавидных судеб женщин. В общем, всё то, что несёт в себе великая русская классика.

Помните, сколько страниц в «Мёртвых душах» Н. Гоголя? В известном мне издании порядка трёхсот. Несколько лет назад видела комикс нелюбимого школьниками произведения. Там похождения Чичикова обрисованы на 10 листах.

Так же и в «Снах»: краткое содержание заняло бы всего пять минут, а спектакль длится два с лишним часа. Зато с полным погружением в тему.

– Вы делаете всех героев живыми, – отметила во время разбора полётов творческих душ театровед Гульшат Фаттахова. – Интересна «заливка» светом сцены: одна история в зелёной подсветке, другая – в фиолетовой, ещё одна – в синей. Атмосфера прекрасно передаётся через звуковой фон, она становится очевидной. Изумительно «играет» вода на протяжении всего спектакля. Оттого появляются ощущения реальности происходящего.

Критики отметили шкаф, который стоит на сцене. Будто волшебный сундук, он являет зрителям каждый раз что-то новое, неожиданное. «Хроники Нарнии» в сравнении с ходом казанского режиссёра-постановщика Татьяны Лядовой вполне могли бы и проиграть. Четыре обычные скамьи становились то стеной, то лодкой, то барским ложем, то сеновалом. Воображение зрителей, опираясь только на актёрскую игру, свет и разное расположение скамеек, моментально меняет содержательную часть.

– Я только недавно прочла рассказы из цикла «Тёмные аллеи», – поделилась музыковед Сирина Латыпова. – И вот сейчас сравнила свои ощущения от прочитанного и увиденного. Впечатлило! Мне понравилось, что режиссёр обратилась к колыбельной. Эта музыка, которая соединяет отрывки, точно передаёт переживания героев, возвращение их к истокам. Каждая история трагична, каждая завершается таким вот успокоением. Я, как музыковед, наслаждалась ароматом песен, которые мамы пели своим младенцам испокон века. Музыка предельно тонко рисует всю постановку. Особенно хорошо она звучит в пластических номерах. Танцы передают те временные чувства влюблённости, которые испытывают герои друг к другу. Их любовь недолговечна, потому и звуки во время танцевальных постановок такие.

Хореограф Каюм Мухтаров приезжал в Бугульму летом. Он учил актёров технике бесконтактного боя, а через неё шло познание того, как передать физическую близость без пошлости, играя на тонкой грани эмоциональной чувственности.

– Бунинские рассказы исповедальные. У актёров получилось передать главную мысль автора: женская судьба незавидная, – поделилась Рауза Султанова, кандидат искусствоведения. – Мне очень понравился образ Тани. Актриса мощно сыграла этот эпизод. Но самый сильный дуэт, который играет в новелле «Мадрид».

Непременно показать эту постановку школьникам старших классов посоветовала кандидат филологических наук, театральный критик Айгуль Гябаши:

– Спектакль поднимает темы, которые интересны старшеклассникам: первый любовный опыт, свежие душевные раны, взросление. Режиссёр специально выделил болезненные точки, но недоговорил, чтобы заинтересовать прочтением первоисточника школьников да и взрослых тоже.

Никакого морализаторства, пророческих предсказаний – только жизнь, которая изменилась внешне с приходом революции. Человеческие же страсти неизменны.

Иван Бунин считал «Тёмные аллеи» своим лучшим произведением, любил его, защищал от нападок, так же, как трепетно хранят в сердце воспоминания о первой любви. Литературные критики сошлись во мнении, что это прижизненный реквием Мастера по той России, которую мы потеряли.

Юлия Исмагилова

Фото автора и Дениса Гапонова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *