Роли от А до Я: нежная Белоснежка, крепкая фронтовичка и другие

Бенефисом Галины Чистяковой закроется 83-й театральный сезон в бугульминском драматическом. Он пройдет 26 мая, ровно через месяц после того, как заслуженная актриса Республики Татарстан отпразднует своё 70-летие.

Она родилась в далёком городе Полярный за Северным полярным кругом, где население составляло на тот момент всего-то 7 тысяч человек. Это теперь оно разрослось до 17 тысяч. Три школы, одно промышленное предприятие и хлебзавод – жители друг друга здесь знали либо лично, либо через кого-то. А уж детей чужих точно не было. При школе, где обучалась юная Галочка, открылся ТЮП – Театр юного полярника. Учить детей взялась столичная актриса, приехавшая в городок в качестве жены полярника, Галина Николаевна Зыкина. И вот однажды решила она показать своих воспитанников коллегам из Москвы. Отвезла их за 2 тысячи километров. Ребята выступили, сорвали аплодисменты, а вот по поводу Гали разговор пошёл отдельно. Ей предложили не бросать заниматься актёрской деятельностью. «Это девочка, которая зажигается в нужный момент и гаснет, как только потребуется», — так отозвались москвичи.

— Я запомнила эти слова на всю жизнь, — рассказывает Галина Чистякова. – Наш педагог сказала, что у меня есть шанс поступить в театральное училище. Закончив восемь классов, поехала в Саратов. С первого раза не взяли, прокомментировали так: «Ты такая молоденькая, даже не понимаешь, что профессия артиста сложная. Возможно, из тебя получится хороший повар». Я приехала в свой городок, рассказала маме, а она заплакала и сказала: «Да над тобой смеются…». А я начала готовиться к поступлению во второй раз, но более серьёзно.

Галина Чистякова покорила экзаменационную комиссию. Она поступила в Саратовское театральное училище к педагогу, к которому стремились попасть многие. Даже годы пропускали, чтобы попасть именно на курс Юрия Кисилёва. Он был режиссёром саратовского ТЮЗа, который горожане любили даже больше, чем саратовский драматический театр. Студенческая жизнь захватила, забурлила, но не изменила стойкий нордический характер Галины Чистяковой, настоящей полярницы.

На сцене она живёт, делится щедро со зрителями всей палитрой эмоций, присущей её героиням. В жизни избегает лишнего общения. Даже когда её узнают на улице, как актрису БГРДТ, испытывает крайнюю неловкость.

После окончания саратовского училища два года проработала в камышинском драмтеатре, затем переехала в Бугульму, где встретила Анатолия Лямзина. Высокий статный парень работал электриком в театре. Да вот однажды ставили пьесу, а на исполнение эпизодической роли пригласили Толю. Его фактурность была как раз к месту. Он вышел на сцену, сказал пару реплик и тут Галочка обмерла: «Надо же какой парень. И где глаза мои раньше были?». Сцена и тут стала площадкой для новых открытий. Закрутился настоящий роман, сыграли свадьбу, родили сына. И до сих пор идут рука об руку. Но как в любом театре бывают в семейной жизни и комедии, и драмы, и сказки, и психологические триллеры. А судьба снова отправила в путь Галину Чистякову. Уехали всей семьёй в Серовский государственный театр имени А. Чехова. Там сына Олега тоже приметили и на сцену пригласили со словами: «Парень красивый, будет играть принцев».

В 1997 году Галина Чистякова и Анатолий Лямзин вернулись в Бугульму, начали снова работать в театре имени А. Баталова.

Последний спектакль, где семейная пара играет вместе, «Вышел ангел из тумана», поставленный по партпроекту «Театры малых городов». Галина Ивановна признаётся, что ей в роль матери двух сыновей влиться было проще простого. Сердцем чувствовала, как играть да опыт жизненный подсказывал, а режиссёр из Москвы Пётр Орлов только направлял да чуть пыл усмирял: «Помедленней. Не торопитесь!».

А вот Анатолию Анатольевичу пришлось чуть сложнее. Не в его характере менторским тоном учить, как жить нужно  и высокопарным слогом, цитирую Евангелие, выражаться. Супруга и здесь плечо своё подставила: дома репетировали каждую сцену, что не получалась, разбирали почему Ангел именно здесь эти слова сказал, что подумали в это время другие герои, и довели-таки сцены до совершенства.

— Это я сейчас всё бабушек играю, а полвека назад, мне всегда роли Снегурочек да Алёнушек давали, — говорит, улыбаясь, Галина Ивановна. – Я их не особо любила исполнять. Меня тянуло к более характерным ролям. Но выкладывалась всегда на все сто.

Однако старожилы бугульминского драматического театра до сих пор вспоминают, что молодая и талантливая актриса Галочка Чистякова была плотно занята в репертуаре в молодости. Образы юных, лирических, душевно ранимых и хрупких героинь без труда даются Галине. А прелестную и нежную Белоснежку из сказки «Белоснежка и семь гномов» вспоминают и те, кто приходил в 60-х годах в театр детьми.

— Галина Ивановна Чистякова – актриса с прекрасными внешними данными, тонкой душевной организацией и огромным творческим потенциалом, — рассказывает директор театра имени А. Баталова, Владислав Юдин. — Врождённая интеллигентность, порядочность и внутренняя культура присущи всем её работам, независимо от характера роли. Глубокая, тщательная проработка образов, скрупулёзность в работе над текстом, органичное вживание в сценический образ — всё это  позволяет ей успешно и талантливо воплощать замыслы режиссёров.  Её героини отличаются  мягкой романтичностью и психологической глубиной.

— Несмотря на  талант, дарованный природой и отшлифованный за долгие годы сценической работы, Галина Ивановна необыкновенно требовательна к себе, — отмечает Владимир Пряхин, главный режиссёр БГРДТ им. А. Баталова. —  Актриса трепетно относится к каждой данной ей роли, даже эпизодической. Приятный бархатный тембр голоса, сценическое обаяние и мягкая пластика подчёркивают индивидуальность актрисы. Она, будучи крепким профессионалом, одинаково убедительна и в детских сказках, и в работах с глубоким драматическим началом, и в музыкальных, комедийных, гротесковых ролях.

Характерна  разноплановость созданных Галиной Ивановной образов: славная и добрая тётушка Кукуруза в «Чипполино и его друзья»; авангардная, с ломанно-изысканной пластикой Старуха  из «Ю» О. Мухиной; скандальная, болтливая сваха Кабато в «Хануме» А. Цагарели; добрая, старающаяся всем угодить, купчиха Аграфена Кондратьевна из «Банкрота»; симпатичная, по-домашнему уютная Бабушка в «Анчутке» Б.Метальникова; безмерно любящая своего племянника Аскера, тётушка Джахан в комедии « Аршин мал алан» У. Гаджибекова. Роль Татьяны в спектакле «Рождественские грёзы» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» оказалась этапной в репертуаре актрисы. Актрисе удалось создать светлый и женственный образ. По пьесе, Татьяна  — одинокая стареющая женщина, всю жизнь угождающая матери и сердечно привязанная к ней. Не ведающая любовной страсти и давно забывшая прикосновение мужских рук, Татьяна, тем не менее, не растеряла душевной теплоты и в глубине души ждёт чуда. И оно происходит! Актрисе удалось талантливо передать все оттенки чувств и переливы душевных переживаний героини, а в финале перед нами вдруг предстаёт необыкновенно обаятельная, миловидная, красиво одетая, влюблённая женщина. Рождественская сказка состоялась  благодаря мастерству и блистательной игре Галины Чистяковой.

— Этот юбилей не станет делить мою жизнь на «до и после». Я буду работать в театре до тех пор, пока буду востребована, — сказала заслуженная артистка РТ Галина Чистякова.

Юлия Александрова

Фото Дениса Гапонова

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *