Не фасад, а настоящий клад

Раздали зрителям по «кирпичику» в честь 120-летия здания Бугульминского государственного русского драматического театра им. А. В. Баталова.

Кирпичи да фундамент — одно из самых ценных богатств, что досталось из 19 века нынешним сотрудникам театра. Вот ими-то и решили поделиться с теми, кто придёт на юбилей. По спецзаказу были изготовлены 300 вишневых бисквитов по форме и цвету, напоминающие кирпичи. Их подарили тем, кто поучаствовал в квете-бродилке по театру.

В самарском архиве сохранились документы о строительстве здания, где ныне располагается бугульминский драмтеатр. В отчетах сообщается, что на деньги, выделенные Губернским комитетом попечительства и народной трезвости, в 1897 году за 1300 рублей был приобретён участок, на котором был построен Народный дом.  Постройка одноэтажного каменного здания обошлась в 11 690 рублей, на 3 184 рубля приобрели оборудование. В 1898 году Народный дом начал работу. 

Первые девять месяцев здесь выступал только хор певчих, а Комитет попечительства все заботы сосредоточил на устройстве городского театра-чайной. Позже, к столетию Александра Пушкина, открылась народная библиотека-читальня его имени и бильярдная, стали показывать спектакли. В январе 1902 года театральная комиссия просила у Комитета попечительства деньги на ремонт декораций и костюмов для спектакля «Ревизор» в память писателя Николая Гоголя. Спектакль состоялся 21 февраля. А театральная комиссия постановила: из вырученных от спектакля денег ассигновать 50 рублей на памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

История здания богата. Она отмеряется событиями Гражданской войны, когда во время Вилочного восстания со сцены звучали пламенные призывы сдавать зерно продотрядам добровольно. Отпечаток наложили и годы Великой Отечественной войны, когда сцена стала трибуной для выступления маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова. И ныне на театральные подмостки поднимаются наши известные современники, например, космонавт, уроженец Бугульмы С. Н. Рыжиков. Именно эти стены он выбрал для персональной выставки фоторабот, сделанных в космосе.

При жизни Алексей Баталов, чье имя носит театр, рассказывал о том, как здесь претворял в жизнь свои первые шаги в искусстве.

И вот зданию 120 лет. Пышных речей, поздравительных адресов, подарков в виде картин и ковров не будет. Для преданных зрителей заготовлены другие сюрпризы.

Впервые бугульминцы смогли почувствовать на себе, что такое иммерсивный театр. Явление модное и столичное. Но в честь почтенного юбилея, почему бы и не попробовать эту новинку? Горожане смогли почувствовать, попробовать на вкус и запах театр. Они могли дотронуться, поговорить с актерами, повлиять на развитие действия.

Дети отправились на экскурсию по цехам, где изготавливают декорации и костюмы.

Квест-бродилка по закулисью была предложена гостям в качестве основного блюда. Но для того, чтобы пройтись по театральным закоулкам, нужно было «перейти на темную сторону» – надеть повязки для сна. При желании в них можно увидеть только пол, а значит никакие порожки и ступени во время передвижения не страшны. Зато удается сконцентрироваться на голосе экскурсовода, ощущениях меняющейся атмосферы, запахах. По пять-семь человек, держась друг за друга, ходили гости от одной локации к другой. Дойдя, снимали повязки, и перед ними разворачивалось действо: страшно красивое, страшно интересное, страшно вкусное и страшно-страшно. Везде свое.

Какой же старинный дом живет без призрака? Перед гостями, которых вывели на сцену, на первой локации предстали трое бестелесных обитателей строго дома.

Затем в театральном буфете всё также в повязках на глазах они из рук прекрасной Нади отведали угощений, пытаясь угадать, чем же потчевала их «Ким Бейсинжер».

А дальше маршрут по гримуборным, где в образе розового зайца актёр делился с ними личной трагедией: мечтал сыграть ушастого пушистика, а получал роль депутата. Или Пульхерия Аполлоновна сродни Фаине Георгиевне Раневской, переодеваясь, произносит фразу, ставшую крылатой «Это ничего, что я к вам спиной?». А тут делят роль две актрисы. Делят громко, убедительно, так, что волосы клочьями летят во все стороны.

Попали гости и в репетиционный зал. Здесь тут же подключились к урокам по дыханию от мэтра сцены. И вот уже скороговорки чётче, голос глубже, дыхание не сбивается. Стена славы, кабинет директора, строгая секретарша и потайная лестница. Зрелищная часть квеста завершена, осталась хлебная. На выходе гостям вручили съедобные кирпичики и пригласили снова в фойе театра.

Там подавали другие блюда, приправленные талантами актеров и сотрудников театра. Работала выставка «Театральные анекдоты», созданная на грант Союза театральных деятелей. Здесь продолжался перформанс «Загляни в мои глаза»: зрители в течение 30 секунд должны были удержать взгляд актёров, не отвести глаз. За что получали награду.  

Проверяли свое зрение и другим способом: сквозь театральный бинокль смотрели на таблицу с изображением местных артистов, узнавали их, повторяли позы.

Но самой большой любовью пользовалось фотоателье. Примерить образы полюбившихся персонажей, попробовать себя в роли модницы 18 века или надеть голову старухи Шапокляк, например, и сделать селфи – мечта достойная воплощения.

Кульминацией праздника стал огромный хоровод вокруг здания театра. Дружно обняли, спели «Каравай», трижды, как в сказке обошли его хороводом и загадали главное желание: пусть этот дом всегда будет полон зрителями, драмами, комедиями, трагедиями, пусть стоит еще три раза по 120 лет и не будет облюбован голубями.

Кстати, пернатые голодной зимой любят прилетать к 120-летнему фасаду. Цемент между драгоценными кирпичами замешан на яйцах, так они выклёвывают его без зазрения своей птичьей совести. Ну а сотрудники театра, решив устроить праздник и своим «друзьям» птицам, оставили для угощения голубей несколько съедобных бисквитных кирпичиков.

Юлия Исмагилова

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *