Основной инстинкт «Молодой гвардии»

Словно на картоне, нарисованные почти схематично, без существенных деталей предстают пред зрителями герои-партизаны Великой Отечественной войны. В драматическом театре состоялась премьера трагедии «Молодая гвардия», спектакль, созданный на основе романа советского классика Александра Фадеева.

В пьесе нет ярких характеров каждого отдельного персонажа: этот — замкнутый, тот – боевитый, третий – дерзкий, четвертый – задиристый. Режиссер Рияз Усманов специально стер с их лиц краски. Все девять молодогвардейцев будто и не отдельные личности вовсе, а рой пчел. Только вместе могут принести пользу Родине, только рука об руку выйти на борьбу с врагом, а чувство локтя — их основной инстинкт. От того у них одно на всех бесстрашие, молодость, отвага, доблесть, романтика, любовь к Родине и вера в победу.

Любовь Шевцову узнаешь только по танцам и заливистому голосочку, Ваню Земнухова — по плохому зрению, Сергея Тюленина — по отношениям с отцом. Все остальные практически без имен, но с горячими сердцами, как и многие из того, военного, поколения.

Имена молодогвардейцев написаны в программке, их фотографии транслируются перед и после спектакля на большом экране в фойе театра. Да и в самой постановке есть реальные исторические справки: зачитывается Приказ № 219 от 23 июня 1941года народного комиссара обороны СССР, маршала Советского Союза С. Тимошенко об объявлении в отдельных местностях  СССР военного положения.

— Роман «Молодая гвардия» был в нашей домашней библиотеке, — рассказывает Лейсан Хабибуллина, актриса бугульминского театра. – Я прочитала его, когда была в 7 классе. Он сильно поразил меня, и я, перелистав учебник литературы, была возмущена, что его нет в школьной программе. Мама рассказала, что раньше не было ни одного подростка, который не прочитал бы роман Фадеева. Тогда я села за письмо президенту России Владимиру Путину. Предложила ему снова внести «Молодую гвардию» в образовательную программу. Мне пришел ответ из Москвы: «Мы подумаем над Вашим предложением».

Годы шли, а произведение с его героями-комсомольцами жило в Лейсан, пока однажды не встал вопрос – что нужно поставить патриотическую пьесу. Своему супругу, постановщику Риязу Усманову, она предложила «Молодую гвардию». Возникла проблема — как из большого романа сделать пьесу. Сели вместе, подумали, выписали моменты, которые тронули душу до слез, работали в библиотеке, где штудировали книги о молодой гвардии, чтобы отделить вымысел от реальности. Когда пьеса была готова, защитили ее перед наследником авторских прав сыном Александра Фадеева, Михаилом. Сын одобрил.

Есть на сцене любовь и предательство, страх и смех, победа и поражение. Есть и пятиконечная звезда, вырезанная фашистом на спине Ульяны Горомовой. Есть безупречная немецкая чистоплотность в исполнении Романа Никитина и истерзанные девчонки, висящие на собственных волосах. Есть реальное ощущение могильного холода, когда на сцене появляется офицер СС в клубящемся тумане. И этот туман вместе со страхом проникает со сцены в зрительный зал, садится на плечи, впитывается в кожу, рождая ненависть к врагам, орудующим на мирной территории.

«Учились в школе,  видели перед собой такой широкий, ясный путь жизни, и вот чем вынуждены заниматься! … И выхода другого нет…», — сокрушаются комсомольцы, когда приходит пора расправляться с предателями, наносить смертельный урон захватчикам.

Пожалуй, одна из самых ярких ролей у Руслана Сунгатуллина. Тот самый предатель, который в обществе немцев держится прислужливо, имея при себе оружие – уверенно, но попав в ловушку молодогвардейцев, съеживается, тускнеет. Но главная особенность — глаза. Они становятся другими: лживыми, бегающими, мышиными.

Интересно использования пространства театральной коробки на протяжении всего спектакля. Действие разыгрывается не только на основном зеркале сцены, но и в глубине, в арьерсцене. Это пристройка, к задней стене, где обычно хранят декорации. Многоэтажные передвижные конструкции позволили постановщику оперировать высотой помещения и дали ощущения стремительно летящего времени. Активно работают и балки, опускающиеся вниз то с кумачовым флагом СССР, то показывая временную победу немецко-фашистских захватчиков, то комнату для пыток.

Посмотреть «Молодую гвардию» нужно. Пусть вокруг двух редакций романа ходит много разговоров. Но здесь нет, как отметил после премьеры директор театра Владислав Юдин, политической составляющей, нет принуждения и клише. Здесь то, что позволяет сердцу открыться, а разуму вспомнить о совсем еще молодых героях той недавней войны, душе осознать — какая сила таилась в ребятах, основному инстинкту проснутся – сначала Родина, а потом уже я.

Юлия Исмагилова, заведующая литературной частью БГРДТ им А. Баталова

Фото Альбины Акимовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *