Отзывы прессы о «Сотворившей чудо» на фестивале «Мост дружбы»

Издание «Ваш новый день»:

20 ноября в Йошкар-Оле стартовал международный фестиваль русских театров «Мост дружбы».

Открыли фестиваль актеры из Бугульмы спектаклем «Сотворившая чудо». Напомним, что режиссер спектакля Рустем Файздрахманов — выпускник марийского театрального факультета.

Для меня сама тема очень важна, меня «зацепил» именно материал, идея — люди с особенностями они прежде всего люди, не хуже и не лучше, — рассказывает Рустем Файздрахманов. — Они так же переживают, любят и нуждаются в любви. Это мы и стараемся показать и дать надежду всем — надежду на любовь

Пресс-служба Академического театра драмы им.Г.Константинова сообщает, что зал, и это подтвердили критики, не просто был заинтересован, а «дышал» и переживал вместе с актерами.

Это непросто – так увлечь зал и буквально заставить вместе впитывать и проживать столь сложный материал. Это не комедия, не легкая пьеска, это путешествие внутрь себя, путешествие к пониманию друг друга, какими бы разными мы ни были, — заметил член жюри Валерий Бегунов, театральный критик, драматург, член секретариата Гильдии драматургов России, обозреватель, член общественной редколлегии журнала «Современная драматургия».

Сегодня театралов Марий Эл ждет моноспектакль «Достоевский вопрос» Национального академического драматического театра им. М. Горького из Минска и спектакль «Мой бедный Марат» Чебоксарского русского драматического театра.

 

Новостное агентство ТАСС:

Спектаклем «Сотворившая чудо» в исполнении актеров Бугульминского государственного русского драматического театра им. А. В. Баталова в Йошкар-Оле во вторник открылся международный фестиваль русских театров «Мост дружбы». Об этом ТАСС сообщила PR-директор фестиваля Алена Август.

Фестиваль в 15-й раз проходит в столице Республики Марий Эл и продлится до 30 ноября. По словам Алены Август, на открытии зал Академического русского театр драмы имени Г. Константинова был полон.

«Сотворившая чудо» — история о девочке с ограниченными возможностями, история, которая повлияла на мировой опыт общения с такими детьми, обучения слепо-глухо-немых детей. Казалось бы, не очень интересная театральная история, но подана очень интересно, эмоционально, пронзительно, зал живо реагирует», — сказала она.

«По традиции фестиваля сразу после спектакля будет обсуждение жюри, и каждый вечер будет театральный капустник. Это тоже такая традиция фестиваля, то есть каждый спектакль отыгрывается потом в капустнике, это делается силами театрального объединения Йошкар-Олинских театров, актеров», — добавила Алена Август.

 

На фестивале в Йошкар-Оле свои работы представят театры из Армении, Белоруссии, Германии, Казахстана, а также из провозглашенной Луганской Народной Республики. Регионы России будут представлены театрами из Татарстана, Чувашии, Мордовии, Адыгеи и Марий Эл. Вне конкурсной программы спектакли покажут гости из Перми и Кинешмы.

В жюри фестиваля вошли критики и театроведы, в том числе член Германского центра международного института театра и Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО) Нина Мазур, почетный помощник художественного руководителя Государственного академического театра имени Вахтангова по литературной части Людмила Остропольская.

 

РИА «Новый день»:

XV Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы», который с 20 по 30 ноября 2018-го года пройдет в Йошкар-Оле, откроет спектакль «Сотворившая чудо» Бугульминского государственного русского драматического театра им. А.В.Баталова. Его авторы во главе с режиссёром-постановщиком Рустамом Файздрахмановым обещают удивить гостей театрального форума.

Театр, где начинал свой путь в профессию легендарный актер Алексей Баталов, представит сложную постановку. Сюжет пьесы непрост – о том, какой может быть любовь, и что могут сделать взрослые для «особенного» ребенка. Папа её по-своему питает к ней нежные чувства, старается разнообразить жизнь малышки леденцами и вседозволенностью, но жизнь с ребёнком-инвалидом кажется ему невыносимой. Это мамы любят своих детей без условий, просто за то, что они есть. С психологией отцов немного сложнее. Мужчинам важно, чтобы их чадо показывало успехи: научилось говорить, ходить, писать стихи, петь… Элен ни чему не училась. Вернее, её ничему не учили.

Эту проблему наглядно продемонстрирует искусно подобранный актёрский ансамбль. Лейсан Хабибуллина перевоплотилась в ребёнка, похожего на зверёныша. Надежде Вышенской на протяжении всего действия буквально физически приходилось его усмирять. Каждый спектакль для неё, как бой: психологический и телесный. Впервые большую роль исполнила новичок театра имени А. Баталова Марина Чернуха.

Как отмечают театралы, после спектакля «Сотворившая чудо» из зрительного зала многие мамы выходят в глубокой задумчивости и начинают по-другому смотреть на своих детей и на свою любовь к ним. Они осознают, что нередко слепая материнская любовь не дает детям возможности расправлять свои крылья.

Всего фестиваль соберет 16 театров из 7 регионов России и 5 зарубежных стран. В программе – 18 спектаклей в течение 11 дней. Помимо конкурсной программы, зрителей ждут классические театральные капустники. Традицией фестиваля также стали ночные показы спектаклей.

Организатор Международного фестиваля «Мост дружбы» – Академический русский театр драмы им. Г. Константинова.

 

 

«Марийская правда»:

РЕАЛЬНОЕ ЧУДО

Открылся «Мост дружбы» спектаклем Бугульминского государственного русского драматического театра имени Алексея Баталова «Сотворившая чудо», поставленного режиссером Рустемом Файздрахмановым по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона.  Интересен и довольно символичен тот факт, что постановщик спектакля 13 лет назад после окончания колледжа культуры и искусств в Йошкар-Оле уехал в бугульминский театр служить актером, и вот сейчас он представил на суд  земляков свою непростую, но очень интересную режиссерскую работу.      

 В основу пьесы Гибсона положена автобиография уникального ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве из-за болезни потеряла слух, зрение и много лет оставалась немой. Родители девочки не знали, как обращаться с больным ребенком, позволяли ей абсолютно все, поэтому она росла диким, жестоким, капризным зверенышем.  Но благодаря  появлению в семье молодой, полуслепой учительницы Анни Сюлливэн, сотворившей реальное чудо, методами, порой далекими от привычного понимания работы с детьми-инвалидами,  маленький звереныш Эллен становится Человеком. Более того, Келлер в 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком! Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать. Но спектакль – это не документальный рассказ. Это скорее история о пробуждении чувств. История о том, что любовь — далеко не всегда жалость и вседозволенность. Но она всегда есть требование большего и Вера. Вера в возможности Человека.

ИГРЫ РАЗУМА

Актерская работа главного дуэта в спектакле, Лейсан Хабибуллиной (Эллен) и Надежды Вышенской (Анни Сюлливэн)  произвела на зрителей неизгладимое впечатление, стала сродни шоковой терапии. Перед одной  стояла наисложнейшая задача — превратиться в слепоглухонемого дьяволенка, не сказавшего за все действо ни одного слова, но начавшего в конце спектакля медленно подниматься по лестнице к вершинам человеческого разума. А перед другой  – сыграть девушку с изуродованным детством, больными глазами, но невероятно сильную морально и физически, способную сотворить чудо и заставить человеческого детеныша стать Человеком.  Лейсан Хабибуллина и Надежда Вышенская справились со своей задачей превосходно. Крики «Браво!» из зрительного зала после спектакля  — яркое тому подтверждение. 

 

Международный культурный портал «Эксперимент»:

Юбилейный, пятнадцатый Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы» открылся в Йошкар-Оле спектаклем Бугульминского государственного русского драматического театра имени А. Баталова.

Спектакль «Сотворившая чудо» режиссера Рустема Файздрахманова по одноименной пьесе У. Гибсона стремится по-новому осветить проблемы толерантности, примиряя в пространстве спектакля не только «больных» и «здоровых», но и отца с его детьми, обессиленных горем родителей, людей разных сословий, культур и миров.

Домой…

Рустам Файздрахманов, режиссер спектакля «Сотворившая чудо» Бугульминского государственного русского драматического театра — большой романтик. 13 лет назад он уехал из родной Йошкар-Олы в Бугульму актером, а сегодня представляет родному городу не только свой спектакль, но и позицию «нет лишних людей».

— Для меня сама эта тема очень важна, меня «зацепил» именно материал, идея — люди с особенностями они прежде всего люди, не хуже и не лучше. Они так же переживают, любят и нуждаются в любви. Это мы и стараемся показать и дать надежду всем — надежду на любовь, — говорит Рустам.

— Молодому коллеге повезло, — поддерживают Рустама директор Владислав Юдин и главный режиссер Владимир Пряхин, — в театре нашлись единомышленники, тема многим отозвалась, а еще у нас есть прекрасная Лейсан на роль Элен.

Лейсан действительно удивительно похожа на маленькую девочку своей хрупкостью. Ей пришлось искать эмоциональный костяк роли, в которой за текст не спрячешься, ведь героиня не разговаривает и она слепа.

— По сути, я зверек, маленький беспомощный, полный эмоций зверек, которому так нужна любовь и понимание, — говорит Лейсан.

Сюжет пьесы непрост – о том, какой может быть любовь, и что могут сделать взрослые для «особенного» ребенка. Папа главной героини (Элен) по-своему питает к ней нежные чувства, старается разнообразить жизнь малышки леденцами и вседозволенностью, но жизнь с ребёнком-инвалидом кажется ему невыносимой. Это мамы любят своих детей без условий, просто за то, что они есть. С психологией отцов немного сложнее. Мужчинам важно, чтобы их чадо показывало успехи: научилось говорить, ходить, писать стихи, петь… Элен ни чему не училась. Вернее, её ничему не учили.

Эту проблему наглядно демонстрирует искусно подобранный актёрский ансамбль. Лейсан Хабибуллина перевоплотилась в ребёнка, похожего на зверёныша. Надежде Вышенской на протяжении всего действия буквально физически приходилось его усмирять. Каждый спектакль для неё, как бой: психологический и телесный. Впервые большую роль исполнила новичок театра имени А. Баталова Марина Чернуха.

По отзывам, после спектакля «Сотворившая чудо» из зрительного зала многие мамы выходят в глубокой задумчивости и начинают по-другому смотреть на своих детей и на свою любовь к ним. Они осознают, что нередко слепая материнская любовь не дает детям возможности расправлять свои крылья.

От немоты – к языку сердца

Спектакль Бугульминского театра с первых минут отсылает нас к фильму Артура Пенна 1962 года, иногда напоминая попытку прямого переноса кино на сцену. Сохранены многие мизансцены, исторические костюмы, даже игровые приемы главных героев. Однако если в кино смыслы можно усилить за счет технических уловок, монтажа и крупных планов, то в театре актер с публикой один на один и весь на ладони сцены.

Сложный материал пьесы режиссер постарался «упаковать» в понятные конструкции – далеко не все смыслы и дополнительные возможные линии отношений получили свое развитие. Очень крупные и важные сцены, в фильме Пенна держащиеся исключительно на крупном плане, слегка потерялись на огромной сцене театра имени Константинова, и зритель порою мучительно выжидал в полной тишине минуты «обучения» Элен. Впрочем, возникает вопрос – это ошибка или находка режиссера, заставляющего публику побыть в роли непонимающей и мучающейся Элен?

По мнению экспертов, спектакль, учитывая отважность и развитую творческую природу труппы, мог бы выиграть за счет большей условности, исключив паузы, взламывающие динамику действия и позволив отказаться от 25-минутного антракта.

Главный элемент декорации — ширма с тремя створками, увенчанная позолоченными вензелями, которая стоит на поворотном круге от начала до конца и работает одинаково весь спектакль. Казалось бы, хотели перейти к большей условности, выпятив переживания героев, но получили в качестве мешающего героя ширму, уводящую от сюжета.

Все артисты Бугульминского театра — живые, подвижные, энергичные актеры. Но то ли по задумке, то ли по привычке некоторые роли были сыграны «в одну краску». При этом были и находки. Лейсан Хабибуллина, исполняющая роль Эллен — прелестная, маленькая, тонкая, но бойкая актриса, обладающая совершенно иной психофизикой, нежели Патти Дьюк, но как будто стремящаяся за ее игровым рисунком. Однако, если в фильме, снятом почти 60 лет назад, Дьюк была органична своей нарочитой изломанностью, своей ужасающей природой, то на сцене, лишенной какой бы то ни было условности, подобная игра порою превращается в хаотичное размахивание руками и выглядит неправдоподобно, хоть и обаятельно. Однако актрисе все-таки удалось вырваться из собственной манеры, и финал был передан замечательно, чем-то даже напоминая пантомиму — неловким, но энергичным движением Эллен касается глаз своей учительницы, чувствует на них слезы, а потом касается своих глаз, как бы соединяя этим простым движением два больших горя. Это пронзительный момент в спектакле, где внутренняя перемена была не изображена, а ясно видна — здесь и сейчас. Выстрелом в сердце.

Чувствуется, помимо прочего, что актерам в силу ограничений и четко заданной цели «про толерантность и любовь», слегка тесно в рисунке роли – так, мечется в осознании своего мужского «я» юный Джеймс, запутавшийся в конфликте с отцом; мать девочки Кейт нарочито «мать», тогда как проблема женской несостоятельности на фоне здорового ребенка своего мужа от другой жены не может пройти незамеченной – она еще и женщина.

Музыка любви

Впрочем, все шероховатости «обнуляет» финал – когда мучительным и непростым путем, но все герои пришли к пониманию, прощению и стали живыми по-настоящему. Это отметили и члены жюри, почеркнув тенденцию режиссера к чувственному восприятию драматургии.

Драгана Бошкович (Сербия), член жюри фестиваля, отметила: «Это очень хорошо сделано. Вы нашли также чудесные музыкальные темы, сглаживающие непонятные моменты. Как режиссёр, вы так спокойно это поставили и передали в руки актёров. Мне не ясно, что случилось с младшим ребёнком. Мне не ясно, почему в действии вы пишете на английском. Но мне ясно, о чем это – о понимании».

Валерий Бегунов, театровед, член редколлегии журнала «Современная драматургия», считает, что «Сотворившая чудо» в исполнении Бугульминского театра – спектакль не бытовой, символический, и это мелодрама в ее лучшем качестве: «Мне важно два момента в вашем спектакле: что первая часть о правоте гениального профессионала, а вторая — о том, что мы приходим к взаимопониманию. Для нашей страны очень сложно бывает понять вещи, написанные в других странах. Но язык любви универсален. Пока каждый из них не поймёт и не простит другого — что он не похож на тебя, что у него другой мир — ничего не изменится. Примиряются сын капитана, примиряется тетка, примиряются север и юг, наконец – в примирении мощный социальный мотив этого спектакля. Что же касается декорации – это чувственная декорация. И вы играете внутри этих чувств».

Слезы на глазах зрителей и то, как многим на выходе нужно было обняться и молча побыть друг с другом – тому подтверждение.

 

Издание «Марийская правда»:

Открылся «Мост дружбы» спектаклем Бугульминского государственного русского драматического театра имени Алексея Баталова «Сотворившая чудо», поставленного режиссером Рустемом Файздрахмановым по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона.  Интересен и довольно символичен тот факт, что постановщик спектакля 13 лет назад после окончания колледжа культуры и искусств в Йошкар-Оле уехал в бугульминский театр служить актером, и вот сейчас он представил на суд  земляков свою непростую, но очень интересную режиссерскую работу.      

 В основу пьесы Гибсона положена автобиография уникального ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве из-за болезни потеряла слух, зрение и много лет оставалась немой. Родители девочки не знали, как обращаться с больным ребенком, позволяли ей абсолютно все, поэтому она росла диким, жестоким, капризным зверенышем.  Но благодаря  появлению в семье молодой, полуслепой учительницы Анни Сюлливэн, сотворившей реальное чудо, методами, порой далекими от привычного понимания работы с детьми-инвалидами,  маленький звереныш Эллен становится Человеком. Более того, Келлер в 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком! Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать. Но спектакль – это не документальный рассказ. Это скорее история о пробуждении чувств. История о том, что любовь — далеко не всегда жалость и вседозволенность. Но она всегда есть требование большего и Вера. Вера в возможности Человека.

ИГРЫ РАЗУМА

Актерская работа главного дуэта в спектакле, Лейсан Хабибуллиной (Эллен) и Надежды Вышенской (Анни Сюлливэн)  произвела на зрителей неизгладимое впечатление, стала сродни шоковой терапии. Перед одной  стояла наисложнейшая задача — превратиться в слепоглухонемого дьяволенка, не сказавшего за все действо ни одного слова, но начавшего в конце спектакля медленно подниматься по лестнице к вершинам человеческого разума. А перед другой  – сыграть девушку с изуродованным детством, больными глазами, но невероятно сильную морально и физически, способную сотворить чудо и заставить человеческого детеныша стать Человеком.  Лейсан Хабибуллина и Надежда Вышенская справились со своей задачей превосходно. Крики «Браво!» из зрительного зала после спектакля  — яркое тому подтверждение. 

Впереди еще больше недели работы фестиваля «Мост дружбы», а значит много ярких, оригинальных спектаклей, много встреч с прекрасными актерскими коллективами и много незабываемых впечатлений!

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *