«Голос» стал переломным, или Как актер и вокалист спелись, а потом переплелись

Одни поют во всеуслышание, другие подпевают себе под нос, третьи … Впрочем, к чему перечислять? Вы и так знаете, что у каждого свои отношения с музыкой и песнями. Нет такого человека, кто не пробовал бы петь. Помните, как профессор Преображенский из «Собачьего сердца» мурлыкал себе под нос во время операции над Шариковым «От Севильи до Гренады…»?

Близкие, теплые отношения с музыкой и у актеров бугульминского театра. Поют в последнее время часто. Например, в сказке «Красавчик с гречишного поля» все музыкальные номера — в живую, а, значит, форму терять нельзя, надо распеваться регулярно.

Глядя на стройную Елизавету Файздрахманову, заведующую музыкальной частью БГРДТ им. А. Баталова, ни за что не скажешь, что из уст ее может слетать такой  завораживающий, яркий, насыщенный голос. Не угадается с первого взгляда в актере Александре Бобейко его уверенный, располагающий к себе некой мягкостью и в тоже время мужественностью, голос.

Они давно уже спелись. Вместе решили принять участие в проекте «Голос Бугульмы», который проходил в Доме техники. Только в команды разные попали.

— Чем отличается исполнение песни профессионального актера и вокалиста?

Александр: Вокалист прежде думает о нотах, звучании своего голоса, технике исполнения, иных профессиональных нюансах, а актер пытается передать через песню драматургию ее смысла.

Елизавета: Мне наставник по проекту Максим Хренков сказал: «Ты больше актриса, чем вокалистка». И я с этим согласна: моя работа в театре накладывает отпечаток. Но за четыре месяца работы в проекте сильно «подтянула» вокальное мастерство.

Александр: Нередко наблюдаю, в том числе и на конкурсах чтецов, что некоторых участников педагоги или родители заставляют материал вызубрить и рассказать без запинки. Но для настоящей победы важно понимать, что именно ты хочешь донести до публики. Под любую техническую часть нужно подкладывать драматургию сюжета.

— Кто помогал ставить номера?

Елизавета: Мой супруг (Рустам Файздрахманов, театральный актер и режиссер. Прим. ред. ) сразу дистанцировался от конкурса. И все номера в нашей команде был придуманы нами сообща. Помог мой опыт общения с режиссерами, многие идеи были привнесены из театральной среды. У Максима была позиция: в нашей команде нет конкурентов, мы – единый мозговой центр. На собраниях сообща решали: кто какую песню исполнит, никто не боялся критиковать и быть раскритикованным.

— Каждый конкурс это борьба не только с соперниками, но и сам с собой. Через что перешагнули внутри себя?

Елизавета: В финале у меня был номер на сопротивление. Я всегда с легкостью пою лирические песни, балладные. А тут прошлось петь про радость. На всех репетициях меня критиковали ребята и наставник. Долго не получилось, но лишь на сцене, перед зрителями, вышло так, как надо.

Александр: Смена амплуа  стала для меня переломом. Я вышел на другую публику, не актерскую. Хотел показать, что могу петь и серьезные песни. Хотя, как мне кажется теперь, таких песен в проекте было большинство, зрителям нужно было дать и что-то веселое.

— Два Ваших номера с песнями из кинофильмов «Красотка» и «12 стульев» серьезными не назовешь.

Александр: Да. Мы немного отличались от остальных. Коллеги меня поддержали в выступлениях. Когда репетировал «Oh, Pretty Woman» Рияз и Лейсан Усмановы придумали сценку для группы поддержки: супруга Екатерина Бобейко сыграла красотку, Лейсан – спортсменку, Ирина Ныркова – девушку-пышечку в спортивном зале. Руслан Сунгатуллин вышел в образе молодого Жан-Клода Ван Дамма и увел у меня их всех. Когда  один из конкурсных дней я не смог выступить, потому что в это время у нас шел спектакль, мы записали клип, показать зрителям и жюри. Причем снимали его после трудной репетиции постановки «Молодая гвардия». Нервы были натянуты, словно струны, но актеры обыграли песню «Белеет мой парус такой одинокий…», легко, свободно, и не подумаешь, что полчаса назад они все «погибли» от рук фашистов. В финале проекта Ильдар Вильданов, Рияз, Руслан оставались со мной до самого конца, потом поздравили и помогли собрать костюмы. Эта поддержка ценна. И хотелось, чтобы больше было номеров с театрализацией у всех участников.

— Сейчас вас в покое не оставят. Вы готовы выступать на городских мероприятиях?

Елизавета: Это большая награда для нас. Здорово петь для бугульминцев. Было приятно, когда нас приглашали спеть во время подсчета баллов членами жюри. Мы пели дуэтом. Дело в том, что давно уже работаем на частных праздниках в паре. Саша – конферансье, я отвечаю за музыкальную часть. Он знает мой репертуар и начинает иногда подпевать. Мне не мешает, наоборот чувствую, что песня становится глубже и сильнее. Например, на проекте спели армянскую песню «Бала». Многие потом к нам подходили, говорили, что это был один из ярких номеров. Катя Потешкина, победительница конкурса, сказала про наш дуэт: «Когда вы поете, видно, как уважаете и знаете друг друга, помогаете, подхватываете и сливаетесь».

Александр: Лиза помогает мне, подсказывает, критикует и не боится, что я обижусь. Знает, что начну отрабатывать, не получившееся. Мы так готовились к песне в спектакле «Красавчик с гречишного поля». Она должна исполняться как цыганская.

Елизавета: Я Саше показывала большое количество материала: как поют цыгане. У них есть определённая манерность, как в академическом, так и в эстрадном и народном вокале. Потом Саша нащупал эту нотку и начал петь, как нужно.

— Первое место в проекте «Голос Бугульмы 2018» заняла Екатерина Потешкина, второе присуждено Владимиру Скрипаль, третье место у Елизаветы, а между тем, она и не собиралась участвовать.

Елизавета: На конкурс изначально не хотела идти, но Саша настаивал. Принес мне анкету, просил заполнить. Я отнесла ее едва ли не в последний день. Теперь ему за это благодарна. Хотя отборочный тур прошел тяжело. Я выступала одной из самых последних, ждала четыре часа, перегорела уже, ужасно устала.

— Расскажите про ваших наставников:

Елизавета: Максиму Хренкову 26 лет, он из Лениногорска, композитор, звукорежиссер с профессиональным образованием. Нам рассказывал интересные вещи: оказывается, чтобы качественно записывать голос человека, нужно знать его психологический портрет. Максим безумно талантливый, интеллигентный, добрый, щедрый на положительные эмоции.

Александр: Несмотря на то, что у моего наставника Елены Паниной академическое музыкальная образование, она была открыта всему новому. У нее интересные идеи и она прекрасно поддерживала своих подопечных.

Елизавета: Самое главное, что нам пригодился совет главного режиссера нашего театра Владимира Юрьевича Пряхина: «Всегда смотрите больше по сторонам, наблюдайте, запоминайте, постигайте суть вещей. Для актера это важно!». Мы сильно отличались от вокалистов именно своей актерской закалкой.

Александр: Я знаю, что в вокальных экзерсисах вряд ли смогу опередить тех, кто занимается техникой пения много лет. Поэтому делал то, что хорошо умею – был актером.

По темам постановки вокального номера на эстраде пишутся целые диссертации, где научными консультантами выступают кандидаты психологических наук, профессора, а оппонентами —     доктора искусствоведения. Это далеко не мурлыкание под нос арии из «Дона Жуана», а большой трудоемкий процесс. Бугульминские артисты справились.

Юлия Исмагилова, завлит БГРДТ им. А. Баталова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *