МИНИМАЛИЗМ НА СЦЕНЕ С ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ

Здесь нет повода смеяться. Здесь нет повода и плакать. Здесь есть необходимость задуматься и, выйдя из театра с ребенком за руку, поговорить с ним об увиденном. Впервые за долгое время в бугульминском театре поставили сказку, которая ни в коей мере не развлекает. Она — толчок к размышлению и повод для серьезного разговора.

В Семейном кодексе РФ прописано: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Однако сколько раз мамы сквозь пальцы смотрели на свое чадо, которое позволяло себе полениться, слукавить? Сказка «Волшебный цветок» об этом.

Акулина — девчонка замечательная: маму, папу любит, куклу Дуньку нянчит, но как нужно из амбара муки принести или в лес за хворостом сходить, так сразу крапива шибко ноги кусает, и другие отговорки находятся. Родители тужили из-за этого и боялись, что сделается что-то недоброе.

Недоброе пришло в виде чудища, которое над Акулиной стало иметь власть и родителей своим желаниям подчинило.

Сказка написана Марией Баталовой, дочерью Алексея Баталова. Его имя носит наш театр. Мария Баталова родилась с диагнозом ДЦП. Родители приложили максимум усилий, чтобы она училась в обычной школе. После — поступила во ВГИК, получила диплом сценариста. Отец при жизни рассказывал журналистам:  когда преподавал в Канаде, Америке, пытался найти какие-то лекарства, которых нет в России, искал врачей, которые могли бы помочь. Чуда не произошло. Мария не покидает инвалидного кресла, но ей купили специальную клавиатуру, с помощью которой она печатает одним пальцем. Так на свет один за другим появились рассказы, сказки. Одна из них теперь ожила на сцене бугульминского драмтеатра.

Еще до начала представления, с первой минуты, как зрители входят в зал, они погружаются в особую атмосферу. На сцене сидит девочка, в руках планшет, все рисунки, которые она создает, транслируются на задник сцены. Только изображения, словно из плохого мультика про монстров, что завоевали Вселенную.

Образ зла выходит на сцену под музыку Даниэла Пембертона. Творчество этого композитора музыкальные  критики называют уникальным. Вот и в сказке подобрано музыкальное сопровождение, где быстрый темп, необычное сочетание инструментов усиливают чувство угрозы и в тоже время делают желанным близкое знакомство со злом. Хочется следовать за этой темной силой. Тем более один образ становится внезапно тройственным. Чудище лохматое, безносое, темное, обволакивающее играют три актера одновременно. Они буквально проникают в девочку, передвигают ее ноги, действуют ее руками. Манит танец существа, глаза трудно оторвать от ансамбля кистей рук, плавных и одновременно резких движений.

Но если актеры максимально выкладываются собственной энергетикой и физической силой, то одежда сцены на первый взгляд выглядит весьма скудно. И это оправданный минимализм. Мы словно смотрим на предметы глазами ребенка, способного фантазировать: детская кроватка может превратиться в повозку, клетку, горы, во все, что пожелаешь, стоит лишь на 40 минут «выключить в себе взрослого».

Как в сказке Джанни Родари «Джельсамино в стране лжецов» кот мелом рисовал предметы и людей, а они потом оживали; так и в «Волшебном цветке», нарисованные на планшете Акулиной мама и папа вдруг проступили сквозь стену, а рисованная бочка с квасом оказалась в руках отца. Всё как во сне.

— История печальная, во многом даже страшная, — рассказывает постановщик сказки Рустам Файздрахманов. – Но она со светлым концом. Чудо присутствует всегда в нашей жизни. Даже незримо. Порой, мы не догадываемся, что происходящее с нами и есть чудо. Автору, который обездвижен практически всю жизнь, даже то, что мы можем взять книгу с полки, открыть ее на нужной странице и поставить на место, кажется чудом. Мария Баталова такой возможности не имеет. А мы эту возможность не ценим. Вот и Акулина не ценила радости труда, пока ее не поработило это чудище. Но она стала бороться. Помогли родители. Пусть у нас с вами всегда будет тот, кто поможет в трудную минуту.

Сказка рекомендована для детей школьного возраста. Но и с ними нужно будет после обсудить действо. Как бы старо не звучала русская народная пословица «Труд кормит, а лень портит», но она актуальна во все времена. Сказку стоит посмотреть и взрослым, чтобы иными глазами взглянуть на постановку, заприметить режиссерские находки, окунуться в музыку, оценить одежду сцены и костюмные решения, на которые не скупились, ведь средства на постановку были выделены по партпроекту «Театры малых городов».

Юлия Исмагилова, завлит БГРДТ им. А. В. Баталова

Фото Дениса Гапонова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *