БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ

За окном автобуса в ночной тиши плыли урбанистические пейзажи. Вот улица Крестовая – главная историческая и торговая магистраль Рыбинска. По ней мы ежедневно по нескольку раз преодолевали 1 400 метров от гостиницы до театра. Вот Сенная площадь с супермаркетом, где покупали себе перекусы. Вот знаменитая пожарная каланча, одна из самых высоких в России. Вот и дорожный знак «Конец населенного пункта».

Еще быстрее замелькали живописные виды. Приусадебные участки, где до сих пор на ветвях висят сочные яблоки, вереницей неслись мимо. Началась лесная зона. Красивая, чарующая. Золотая листва берез и кленов едва выдерживает тяжесть первого белого мокрого снега. Обрамленная лунным серебристым сиянием, эта картина кажется фантастической. Она пленит наши утомленные разлукой с домом взоры.

Мы выехали домой.

Эстафета обменных гастролей стартовала в Бугульме 24 сентября. Тогда в рамках проекта «Большие гастроли» в театр имени А. Баталова приехал Рыбинский драматический. Первый их спектакль был «Красавец мужчина» по пьесе А. Островского. Финиш состоялся 6 октября в Рыбинске. Зрители прияли в свои дружеские объятия постановку бугульминцев «Голубцы по объявлению» (А.Финк).

О том, как прошли выступления гостей на нашей сцене, мы уже писали. Настало время рассказать, как нас встретили.

Невозможно осознать что такое гастроли, пока не побываешь внутри. Пока не преодолеешь полторы сотни километров на колёсах. Пока не приедешь в чужой город. Чужой и безразличный к тому, какого ты рода-племени.

Здесь все не так, как ты привык. Это только арена цирка имеет одинаковый диаметр во всем мире — 42 фута (13 метров). Потому что некоторые цирковые номера выверены по сантиметрам, а животные могут выполнять трюки только при таком диаметре. А чем же измерить вклад души и энергии актера? Метрами? Градусами? Джоулями? Неизмеримая единица!

На чужбине сцена совсем не такая, кулисы другие, освещение, акустика, гримерки, зеркала и люди. Все другое! И это не мелочи. Хорошо, если хозяева настроены к тебе позитивно, тогда и раскрываешься на сцене, словно аромат духов на тёплом запястье, с глубокими нотами сердца и шлейфом послевкусия.

Гастроли как Восток — дело тонкое — и со стороны хозяев, и со стороны гостей. Бугульминский драматический театр, где работают люди разных национальностей, вобрал в себя лучшие традиции: щедрость русских, хлебосольство тюркоязычных народов, признание свободолюбия финоугров. От того и встречаем всегда гостей, как близких родственников, стараясь создать им условия, приближенные к домашним.

Когда театр имени А. Баталова на гастролях, зритель аплодирует не своему любимому и знакомому актеру, который к тому же сосед по лестничной клетке, а тому, кто достоин. Для зрителей важно только то волшебное энергетическое поле, которое рождается вместе с первыми репликами героев и ослабляется, когда закрывается занавес. Когда оно прекратит своё действие — зависит только от актерского таланта.

Трудно сказать однозначно полюбились ли мы основной массе рыбинских зрителей, но многие оставили свои отзывы. Долго аплодировали в финале каждой постановки, некоторые плакали после «Сотворившей чудо». А значит по гамбургскому счету, мы все-таки справились, несмотря на трудности гастрольного периода.

Из комментариев в социальных сетях

Нина Матвеева о спектакле «Сотворившая чудо»:

«Огромное спасибо всем причастным за эту фантастическую постановку! Спектакль тронул с первых минут, не отпускал до конца и еще долго резонировал внутри… Даже после, вечером, уже в спокойной обстановке еще возникают мысли по поводу увиденного и пережитого. Как все гармонично сплелось в этой постановке! И этот непредвиденный пик в конце! Шок в самом деле! И это прекрасно! Браво!»

Драма «Сотворившая чудо» в рамках гастрольного графика шла к зрителю в 11 часов дня. Пьеса изначально ставилась на взрослую публику, а тут пришли школьники 6-8-х классов. Сначала все в недоумении: поймут ли дети, примут ли трагизм ситуации. Поняли и приняли. Каждый нашел себя или родных в одном из персонажей: оставленную наедине со своими проблемами Элен, отторгаемого отцом Джеймса, нетерпимого к ситуации капитана Келлера, подавляющую дочь своей любовью Кейт, железную Анни. Во время самых тяжелых сцен в зале была полнейшая тишина, ни одного подсвеченного экрана телефона. Дети проживали ситуацию на сцене внутри себя. В спектакле нет спекуляция на жалости и сентиментального выжимания слез из публики, кроме, пожалуй, одной сцены, где воспитанница крепко обнимает свою гувернантку. Она в законах жанра любой мелодрамы, но смотрится настолько неожиданно, что гармонично вливается в постановку. Уже потом, после спектакля, развилась дискуссия, во время которой пришли к общему знаменателю: подросткам нужно получать такие прививки. Да, больно. Да, многие плакали. Но иммунитет к глухоте и слепоте сердца привит. Нужно еще несколько доз, в несколько этапов.  

Первым же на сцену Рыбинской драмы вышел «Красавчик с гречишного поля» от автора Г. Латышевой. Едва открылся занавес, как школьники, сидящие в зале, показали себя настоящими профессиональными зрителями. Аплодисменты сопровождали открытие занавеса и нужно отдать должное педагогам и актерам Рыбинска, которые вложили в них знание этикета.

Из отзывов:

«Учащимся и педагогам школы №5 очень понравился спектакль «Красавчик с гречишного поля». О добром и прекрасном рассказали по современному и с юмором. Спасибо вам большое».

Сергей Романов: «Спасибо большое. Ребенок, его друзья и учитель, которого очень трудно удивить, в полном восторге».

Непросто дался бугульминцам спектакль «Женитьба Бальзаминова». После трудной дороги, разгрузки и установки декораций, отыгранных двух детских спектаклей, актеру Роману Никитину необходимо было собраться эмоционально и физически, чтобы сыграть главную роль беспечного Миши Бальзаминова. Кроме того спектакль непрост в техническом плане: тяжелые многослойны костюмы дам эпохи 19 века, много танцев, активные эмоции. Не секрет, что режиссер В. Бородин сделал поведение некоторых персонажей более выпуклым, гипертрофированным. Взять, к примеру, дуэт Анфисы и Раисы Пеженовых, запертых братьями в доме. Их подъемы и спады настроений, зависть младшей и гордость старшей сестер, девчачьи визги, нарочитое веселье продиктованы ограничением свободы. И конечно же это не современный ситком с закадровым смехом. Над комедиями А. Островского нужно размышлять.

От того и комментарий в социальных сетях нашелся соответствующий:

«Конец какой-то непонятный. А так все нормально».

А вот «Долгожитель» стал как раз той самой кассовой комедией, где юмор авторов эпохи СССР Б. Рацера и В. Константинова лежит на поверхности. Недаром некоторое время драматургия Рацера нередко попадала под огонь советской критики за легкость, однако большинство его пьес пользовались большой популярностью у театров и публики. На протяжении всего спектакля актеру Ильдару Вильданову приходится переодеваться не менее десятка раз и передвигаться за сценой так, чтобы каждый раз появиться неожиданно.

Из отзывов в социальных сетях

Эльвира Григорьева: «Очень хочется оставить отзыв о спектакле. Очень люблю нашу труппу, с опаской отношусь к «чужим» актерам… Но сегодня – восторг, удивительная легкость восприятия и отличное настроение! Спасибо вам большое за чудесный вечер!!! »

Нельзя назвать жемчужиной коллекции комедий от бугульминского театра спектакль «Голубцы по объявлению», чтобы не обидеть все остальные. Но уж очень хочется. Потому как именно эта постановка стала своеобразной классикой БГРДТ. Трио настолько разных по темпераменту и фактуре актрис играет гранями, отблескивая в зал солнечными зайчиками своего таланта.

И снова в обратный путь. В далекой Бугульме нас не разбудит уже по утрам крик чаек, доносившийся в Рыбинске с Волги. Здесь нет на улицах вывесок, сделанных в стиле конца ХIХ века и булыжной мостовой. Зато Бугульма встретила нас теплом уходящего на этот раз навсегда бабьего лета и обдала жаром объятий родных и близких людей.

Юлия Исмагилова

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *