Режиссер это тот же Чапаев

Впервые бугульминский театр принимал гостей в таком формате. На базе БГРДТ имени А. В. Баталова прошла республиканская творческая лаборатория по программе «Основы режиссерской и актерской деятельности в любительском театральном коллективе».

Порядка 50 человек из учреждений культуры Бугульминского, Аксубаевского, Лениногорского и Черемшанского районов смогли поучаствовать в лаборатории. Среди слушателей директора, режиссеры, актеры, методисты, художественные руководители. В спикерах – специалисты различных профилей драматического театра. Опыт работы передавали по просьбе республиканского центра «Развития традиционной культуры». Подобные лаборатории пройдут почти во всех государственных театрах Татарстана.

— Мы долго думали, как оформить нашу сцену, которая станет на целый день вашей в рамках лаборатории, — обратился к гостям в приветственном слове Владимир Пряхин, главный режиссер театр. – И решили, что все-таки пусть она будет совершенно без декораций, как чистый лист. Потому что именно глядя на это пространство черного кабинета, начинают рождаться образы, которые после воплощаются в полноценную работу, и как итог мы получаем настоящий спектакль.

Мэтр бугульминской сцены Равиль Исмагилов рассказал об истории театра, что когда-то здание было выстроено на деньги попечительского фонда народной трезвости. Здесь был театр-чайная, играл духовой оркестр, выступал хор певчих, ставились спектакли, играли в бильярд. И все ради того, чтобы у жителей Бугульмы была альтернатива пагубным пристрастиям. И сегодня, спустя 122 года, театр выполняет ту же функцию.

Участники лаборатории узнали об авторском праве, что любительский театр, как и профессиональный, должен относиться к интеллектуальной собственности, так же серьезно, как и к материальной. То есть запрашивать разрешение на постановку спектаклей у авторов пьес, совершать отчисления в Российское авторское общество. Проще говоря, использование авторского произведения без разрешения и оплаты тоже самое, что прийти в продуктовый магазин, поесть хлеба с колбасой, запивая молоком, а потом уйти не расплатившись. Попользовались, получили дивиденды в виде сытости и удовольствия, не вкладываясь финансово. И неважно получает ли театр прибыль или показывает спектакли бесплатно. На авторское право это никак не влияет. Безденежье не оправдывает кражу в магазине, как и не оправдывает кражу интеллектуальной собственности.

Режиссер-постановщик Рустем Файздрахманов рассказал о таинстве рождения спектакля. Поделился собственными наработками, показал отрывки из своих режиссерских работ и коллег. Он сконцентрировал внимание слушателей на том, как важна совместная работа режиссера и художника. У последнего, как правило, взгляд с другой точки на сцену. Показателен был пример драмы «Сотворившая чудо». Например, как художник Кристина Данилина предложила перекрасить стол с черного цвета на серый. Незначительная деталь, а так гармонично вписалась в пространство, что поменялось и восприятие. А вот над сценографией спектакля «Бог ездит на велосипеде» развернулась целая дискуссия между слушателями.

Кроме того режиссер рассказал о плюсах проекта Театры малых городов, благодаря которому ставятся лучшие спектакли в театре.  

Еще один немаловажный аспект в постановках это музыкальное оформление. Зона ответственности Елизаветы Файздрахмановой, заведующей музыкальной частью. Казалось бы чего проще подобрать музыку? Ан нет! Это целая наука, и театру очень повезло, что Елизавета сама пишет музыку для спектаклей. Ее работы можно услышать в сказках «Красавчик с гречишного поля» и «Иван-царевич и Царевна-лягушка». У участников лаборатории такая возможность была. Они узнали о препятствиях, с которыми сталкиваются актеры, режиссер и тот, кто занимается музыкальным оформлением спектакля, как их преодолеть. Поделились своими трудностями, среди которых самая значительная – руководитель народного театра и швец, и жнец, и на дуде игрец. Одновременно приходиться сидеть за звуковым пультом, режиссировать, управлять светом, быть суфлером, а иногда еще и выбегать на сцену в эпизодических ролях.

Техник-радиооператор Александр Иванов рассказал о том, как покорить звукорежиссерский пульт, какие бывают колонки и прочие технические премудрости важные для любого массового шоу.

Самым лакомым кусочком стала работа на актерском тренинге, который провели актеры Александр Бобейко и Лейсан Усманова. Позднее, во время подведения итогов работы лаборатории в этом признались гости-участники.

Александр доказал, что важным для любого актера является наблюдение. Даже за уличным котом: как он смотрит, как поворачивает голову, как молниеносно запрыгивает на дерево. Понаблюдали? Попробуйте интерпретировать, переложить эти повадки на человека, повторить дома, потом применить на сцене.

Ритмическую тренировку от Лейсан Усмановой, которая входит в основу сценического движения, не все рискнули повторить. Это действие рук и ног в определенном ритме, не похожем и не зависимом друг от друга.

Актеры рассказали, как работают с детьми в театральной студии, как помогают им раскрыться и применяют этюдные методы.

Диалог сложился, потому что многие из приехавших для участия в лаборатории были на спектаклях, где играют Лейсан и Саша. Они расспрашивали, как именно ребята добиваются психофизического попадания в роль. Актеры раскрыли главный и самый простой секрет: персонажа надо проживать, не просто менять голос или выражение лица, а чувствовать и передавать его состояние каждым мускулом тела, взглядом, поворотом головы.

Актер должен держать в голове всю информацию о своем сценическом герое, при необходимости написать его биографию, — рассказал Александр Бобейко. – Это непросто. Но работа режиссера гораздо сложнее. Он должен, как Чапаев на картошке, разложить перед актерами всю тактику и стратегию постановки. Работа очень масштабная.

Говорили о голосе актера, дыхании. Александр Кочетов провел замыкающую разминку. Он попросил всех выйти в фойе, где показал элементы дыхательной гимнастики: вентиляция легких, тренировка непроизвольного вдоха, произношение  слогов во время движения, артикуляционная гимнастика. Попробовали все.  

И вот уже пора разъезжаться, а участникам совершенно не хочется. Хотя некоторым до дома ехать на автомобиле по заснеженной дороге 2-3 часа. Совместные фото, обмен контактами и просьбы: «Можно мы будем вам звонить, когда нужно проконсультироваться?». Разумеется. Что знаем, всем поделимся!  

Юлия Исмагилова, завлит БГРДТ им. А. В. Баталова

Фото автора

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *