Как Мишу в 55-й раз женили

Две пятерки — одну за мастерство, другую за долгожительство – выставила бугульминская театральная история спектаклю «Женитьба Бальзаминова». 8 марта актеры театра имени А. Баталова в 55 раз выйдут к публике с бессмертной пьесой А. Островского.

20 декабря 2014 года при полном аншлаге состоялась премьера музыкальных мечтаний в двух действиях. Именно так охарактеризовал свою постановку режиссер Владимир Бородин. Он приехал, чтобы работать над ней в творческом тандеме со своей супругой сценографом и художником по костюмам Ольгой Бородиной. Это его многолетняя практика. А когда подключился к работе, пригласил для постановки танцев и Наталью Бородину. Она известна зрителям, как актриса. Хотя основная нагрузка по пластическому решению большинства постановок – дело ее рук.

— Это трио Бородиных некоторые приняли за семейное, и начали называть Наталью дочерью приглашенных режиссера и художника, — вспоминает Владимир Пряхин, главный режиссер бугульминского театра. – Конечно это не так. Просто однофамильцы. Но на афише смотрелось красиво.

За пять лет существования спектакль стал столичной штучкой. Побывал на гастролях в столицах Башкортостана, Татарстана, Марий Эл, малых городах.

— Декорации к спектаклю массивные, тяжелые. Установка на нашей сцене занимает порядка 2 часов, — делится Игорь Зимненков, начальник монтировочного цеха. – Заборы из металлоконструкций, качели неразборные. Все это занимает очень много места и на складе, и в Камазе во время перевозки на гастроли.

Но не только переноска декораций тяжелый труд для монтировщиков. Костюмы той эпохи – тоже весьма увесистые.

— У меня два костюма. Один весит порядка 9 килограммов, другой – около 12, — говорит Анастасия Азорова. – Накладные части, чтобы образ был более забавный; многочисленные подъюбники, рюши и прочее. Когда все это надеваешь, чувствуешь, что в ту эпоху женщинам жилось физически непросто.

Госпожа Белотелова, роль которой исполняет Анастасия Азорова, будто сошла с картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем».  Прямое попадание в образ. Кстати этому полотну исполнилось 102 года. Все, что Кустодиев хотел донести до зрителя об этой эпохе, есть и в спектакле. Это скучающая красивая молодая и богатая женщина, сверкающая белизной округлых обнаженных плеч, пышущий жаром самовар и аппетитно расставленные сласти. За забором медленно течет жизнь полусонного провинциального городка, и кипят страсти, к кому бы пристроиться, в душе Мишеньки Бальзаминова.

— Прекрасный дуэт получился у Натальи Бородиной и Анастасии Азоровой, — добавляет Владимир Пряхин. – Слаженный, сочный. В паре актрисы всегда работают великолепно. Словами не описать. Можно только увидеть и прочувствовать.

Пьеса «Женитьба Бальзаминова» (другое название «За чем пойдёшь, то и найдёшь») была написана  Александром Островским в 1861 году. От того и язык изложения несколько другой, с обязательным добавлением словоерса (-с) в конце слова.

 

Чебаков. Только послушайте, ну, как ваше начальство узнает, что вы башмачным мастерством занимаетесь?

Бальзаминов. Да, нехорошо-с, да и от товарищей тоже-с…

Чебаков. Нет, я шучу. Помилуйте, кто же это узнает! Послушайте, я вам даже завидую. Вы будете разговаривать с любимой женщиной, а я должен страдать в одиночестве.

Бальзаминов. Да-с. А уж как я рад-с, я хоть плясать-с готов-с.

Чебаков. Именно на вашем месте плясать надобно. Послушайте, Бальзаминов, а ну как вас там высекут?

Бальзаминов. Что же это, Лукьян Лукьяныч! Я не пойду-с! Как же вы сами посылаете, а потом говорите, что высекут? На что же это похоже-с.

 

Музыка в стиле «а-ля рюс» — отличный проводник во времени. С первых аккордов переносит в Белокаменную 150 летней давности. Тот же эффект от костюмов. Платья главных героинь спектакля — гордость пошивочного цеха. Несколько недель швеи трудились над ними, не поднимая головы. Чета Бородиных привезла в город какую-то ранее неизвестную методику изготовления кринолинов. Освоили всем театральным миром. А актрисам пришлось привыкать ходить в куполообразных юбках.

— Первый акт в спектакле шумный, весёлый, лёгкий. А финальчик у нас страшненький, — комментирует постановку режиссер Владимир Бородин. — Наш славненький Миша Бальзаминов превращается в такого братка с золотой цепочкой. Его последние слова со сцены: «Ну и пусть теперь говорят, что я дурак. С деньгами-то я без ума проживу. Зато я теперь вас всех… Я теперь вам всем… Гольтепа!»

Исполнитель главной роли артист Роман Никитин рассказывает, что труднее всего играть несколько спектаклей подряд в один день. А бывало и такое. В 2018 году «Женитьбу» вывозили в Казань, показывали ученикам в рамках школьной программы.

Случались и казусы. Как-то раз Роману качели прищемили палец, пошла кровь, зажал кулак, останавливая ее, но спектакль отыграл так, что никто и не заметил. Были и другие травмы. Ильдар Вильданов во время акробатических кульбитов, исполняя роль голытьбы, повредил ногу. Дошло до операции.

Много было и смешных моментов. Марина Чернуха, исполняя роль Химки (служанки Пеженовых) каждый раз непроизвольно произносит «Башмачкин» вместо «башмачник». В голове крутится образ одноименного спектакля.

 

Химка. Пришел… пришел…

Анфиса. Кто пришел?

Химка. Башмачник пришел, башмачник пришел.

Анфиса. Какой башмачник?

Химка. Не знаю какой, не знаю. Батюшки, страсти! Говорит, знакомые послали, барышням мерку снимать, мерку снимать.

 

Феномен долгожительства наложил отпечаток на изменения в первоначальном актерском составе. Уже в процессе показа вводились на различные роли Екатерина Бобейко, Ильдар Вильданов, Марина Чернуха.

А вот для Лейсан Усмановой эта постановка стала ключом к сердцам критиков и членов жюри профессиональной театральной премии «Тантана» («Триумф»). За роль Раисы Пеженовой в спектакле «Женитьба Бальзаминова» в 2017 году ей  вручили специальный приз «За оригинальную трактовку образа».

— К Островскому нельзя не обращаться, — добавляет Владислав Юдин, директор театра. – Его пьесы не выходят из активного  репертуара театра. Премьера этого сезона – еще одна постановка под его авторством «Бешеные деньги». Классика живет вечно.

Доживет ли «Женитьба Бальзаминова» до своего сотого показа, определят зрители. Только они голосуют покупкой билетов за то, что появится в репертуарном плане театра. Если интерес снизится, то спектакль будет списан в архив.

Юлия Исмагилова

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *