Повелитель мух

Тема жизни подростков встала во главу угла в театральном мире. И дело вовсе  не в том, чтобы привлечь школьников к просмотру спектаклей русской и зарубежной классики. Скорее театр становится исследователем Terra incognita* 21 века – мира взрослеющих детей. Спектакль увидел свет благодаря субсидии проекта «Театры малых городов».

«Алые паруса», которые в советский период были классикой юношеской литературы, уже не отражают желаний и не отвечают на вопросы подрастающего поколения. Нужны новые произведения, трактовки, мысли и эмоции. Не отстает в этом отношении бугульминский драматический. Постановка «Повелитель мух» попала в актуальное течение театральной жизни. Он смог увидеть свет благодаря субсидиям, выделенным по партийному проекту «Театры малых городов».

К роману Уильяма Голдинга режиссер-постановщик Рустам Файздрахманов задумал обратиться уже давно. Вынашивал идею, трансформировал роман-антиутопию в пьесу, продумывал художественные ходы. Получилось, действительно, нечто необычное.

В обязательный курс школьной литературы Голдинг не входит. Хотя, на мой взгляд, «Повелитель мух» мог стать одним из немногих произведений, которые старшеклассники дочитывали бы до конца, не ограничиваясь кратким содержанием. В основе сюжета – жесткая борьба за лидерство двух мальчишек. Группа школьников в результате авиакатастрофы попадает на необитаемый остров. Они устанавливают свои правила, нарушают их, созидают, но по большей части разрушают пространство вокруг себя. Страшнее всего то, что происходит в их душах. С благовоспитанных мальчиков, учеников элитных английских школ, запевал в церковном хоре постепенно сходит лоск, пробуждаются низменные инстинкты.

Художник по костюмам, сценограф Кристина Данилина подошла к постановке на принципиально другом уровне. Все пространство зрительного зала преобразилось. Это уже не привычный золоченый и крученый ампир. Это стиль милитари, чья философия воспевает жажду приключений, серьезных, чисто мужских увлечений. Военная тематика проявляется в цветовой гамме, где главные оттенки: зеленый, хаки, песочный, коричневый, терракотовый. Бархатная обивка, белоснежные колоны, благородное дерево укрыты под маскировочной сеткой.

В таком же стиле оформлена сцена. Здесь гофрированные трубы из полипропилена в виде лиан. Здесь металлические бочки, которые служат музыкальными инструментами. Здесь все не так, как мы с вами хотели бы.

Спектакль вообще о том, чего не хочется знать. Он о темной стороне сущности человека. Как слезают, словно обгоревшая на слишком ярком солнце кожа, морально-духовные качества с человека. Полное ощущение подавленности и безысходности.

 

— Действительно, сценография представляет собой брошенный городской район или завод, где у случайных визитеров нет никакого доступа к культуре,  — рассказывает Кристина Данилина. – Образ разгрома и подавленности. Мы сознательно хотели уйти от конкретного пространства. Важно понять, что события могут случиться не только на конкретном острове, в какой-то конкретный год. Это может произойти с нашими подростками здесь и сейчас. Сценография выражена современным языком. Подобный неблагополучный район можно найти в каждом городе. И нынешние дети, попавшие в подобную ситуацию, могут вести себя подобным образом, что и персонажи постановки. В романе, за исключением пары-тройки человек, фактически все предали жизненные ценности, перешли на сторону зла, порождаемого желанием выжить.

 

На сцене — ударные музыкальные инструменты, сделанные из бросового материала. Три актрисы выбивают ритм, который ложится на пульс зрителя, учащая его. И это тоже одно из современных веяний драматического театра, когда на подмостки выводится живое исполнение музыки.

Впервые на сцену в вечернем спектакле вышел Матвей Баранов, в начале сезона поступивший на службу в театр. У него роль Хрюши – неуклюжего мальчика в очках, который до последнего держится за цивилизацию, пытаясь сохранить человеческое лицо.

Практически весь мужской состав занят в постановке. Поэтому и энергия, которая идет горячими волнами со сцены в зал, концентрированная, воинственная.

 

— Костюмы сшиты великолепно, — добавляет Кристина. —  Музыкальное сопровождение мы специально одели так, чтобы они сливались с декорациями. А вот внешний вид актеров во время спектакля будет трансформироваться. Сначала это пристойные пиджачки, брючки и рубашки. Но с каждой сценой все больше пачкаются. Потому что, живя на острове без взрослых, невозможно сохранить аккуратную прическу и безупречный вид.

 

Трудно сохранить и чистоту души, когда нужно выживать. Всякий, кто сможет постичь суть романа-притчи Уильяма Голдинга, несколько раз на протяжении спектакля задаст себе вопрос: «А чью сторону выбрал бы я: идеалиста Ральфа или деспотичного Джека?».

Кстати, 21 издательство отказалось печатать изначально роман «Повелитель мух». После того, как он увидел свет, за год было продано меньше 3 000 экземпляров. Однако полвека спустя журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке.

 

Юлия Исмагилова

Фото Дениса Гапонова

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *