Специальная награда премии «Тантана»

Впервые! Еще месяц назад наречие «впервые» придавало любому информационному сообщению знаковость и весомость и обеспечивало появление на первой газетной полосе. Например: «Впервые артисты театра вышли на сцену с жанром читка» или «Впервые в бугульминском драматическом прошел вечер в стиле театр-променад». В нынешних реалиях, когда много чего происходит впервые, удивить читателя этим словом сложно.

Но все-таки впервые оглашение результатов конкурса театральной премии «Тантана» прошло без участия зрителей. Театральное сообщество следило за церемонией через интернет. На конкурс от бугульминского театра был выдвинут спектакль «Бог ездит на велосипеде». 3 марта он был на гастролях в Казани, где его посмотрели критики, а вместе с ними и зрители.

Первый показ пришелся на дневное время, в зале были школьники и студенты. Почему так важно знать нашим читателям, кто был в зале? Потому что театральные критики смотрят не только на сцену, но и по сторонам. Они следят одновременно за действиями актеров и реакцией зрительного зала, делают выводы.

— В постановке задействовано большое количество художественных приемов, — комментировала после просмотра Елена Шевченко, доцент кафедры русской и зарубежной литературы КФУ. – Но это не отпугнуло подростков. Потому что тема, затронутая в пьесе, им близка и во многом болезненна. Вы отразили их существование в виртуальным мире, множество реинкарнаций в сетевых играх. Язык изложения близок и интересен подрастающему поколению. Они реагировали на отдельные реплики, смеялись, когда узнавали типичные свои реплики, пытались разгадать образы. И это ваш большой успех, потому что удержать внимание современного подростка трудно, когда у него столько соблазнов и источников информации. Вам удалось!

Критики отметили, что уже знакомы с работами команды режиссера Алессандры Джунтини, в которую входят художник Елена Сорочайкина и композитор Илья Амелин. Поэтому от показа ждали определенных эмоций, удивления. Игра актеров театра имени А. Баталова только усилила впечатления.

— Желание театра обратиться к современному и очень острому, я бы даже подчеркнула, болевому материалу — большой плюс, — продолжила Елена Шевченко. — На адекватном сценическом, но в то же время нетрадиционном и современном языке идет все повествование. Замечательные  элементы пластики. Это ключ к новым направлениям искусства.

Сценография челнинского художника Елены Сорочайкиной  концептуальна и образна. Она выражена в виде огромного треугольника красно-оранжевого цвета. По бокам сцены — высокие, под три метра, станки, как остов заброшенного завода. Будто скелет, на котором будет наращиваться мышцы и кожа новой взрослой жизни. А сейчас важно укрепить фундамент и не разбиться об острые проблемы подросткового периода. На родной сцене спектакль играется с поворотным кругом. Декорации крутятся, как карусель, как жизнь каждого из нас. И это принципиально важно, потому что каждое поколение проходит через свои круги ада взросления. В ТЮЗе имени Кариева сцена монолитна, поэтому символ воспроизведен не был. Но это не умалило впечатления.

— Очень убедительные были актёрские работы, — отметила критик. — Было понятно, что стоит за каждым персонажем: несчастные родители неврастеники со своими комплексами и несостоявшимися желаниями. С полным погружением в роль подростка Наташи справляется Лейсан Усманова. Отмечу, что она органично в любой роли: будь то Башмачкин или слепая девочка.

Адиля Хайбуллина известна в Татарстане, как киновед, также состоит в жюри премии «Тантана» после просмотра спектакля отметила, что постановка не пытается заигрывать с публикой, жестко и упрямо ищет диалог со зрителем подросткового возраста, находит их понимание.

— У меня есть вопрос к финалу. Он, на мой взгляд, несколько растворился, — отметила на обсуждении спектакля киновед. — Это классно, что герои находят, что они все связаны с одними и теми же проблемами. Но мне не хватило, чем же история закончилась. Где ключи к решению проблемы?

 

— Каждый зритель увидел свой спектакль, — вступила в диспут Елена Шевченко. — Я бы очень хотела, что бы молодые зрители догадались, что всегда есть решение.

О слаженной работе творческой группы актеров, работающих над «Бог ездит на велосипеде» говорила и еще один член жюри  Эльмира Фатхуллина, заместитель председателя Союза театральных деятелей. Отметила она и зачин:

— Он изначально показался мне чересчур агрессивным и подействовал на моих соседей по креслу – подростков. Они сначала щебетали, но как только до них дошел смысл сказанного, замолчали. Вы заставили их себя слушать. С подростками это сделать непросто.

Второй показ спектакля состоялся вечером и тут присутствовала другая публика, другие критики. Для некоторых из них постановка стала своего рода психотерапии. Произошла самоидентификация, родители увидели себя в героях пьесы.

— Главный герой говорит, что мир постоянно перекрикивает его, и начинаешь осознавать, как больно детям, когда взрослые перекрикивают их, не слышат мыслей, желаний. Этот момент хорошо проработан режиссёром, — поделилась впечатлениями театровед Гульшат Фаттахова, преподаватель Казанского института культуры. – Все герои настоящие, правдивые, живые. Спектакль в вашем исполнении не оставляет равнодушным. Потому что вы не только как актёры существуете, мне кажется. Вы выражаете свое мнение и до зрителей его доносите. Абсолютно реальные истории получились.

В традиционных номинациях постановка бугульминского театра не завоевала главный приз, зато была отмечена специальной наградой от Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана, как лучший спектакль для молодежи.

Когда же он впервые выйдет к публике после окончания карантина, мы объявим дополнительно.

 Юлия Исмагилова

Фото автора и Дениса Гапонова

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *