ТЕАТРАЛЬНОЕ КОМБО

«У нас самые лучшие соседи», — говорит  директор Альметьевского театра Фарида Исмагилова. Это она о нас, о бугульминском театре. Мы в ответ заявляем: «А наши еще лучше».

По-соседски

И это не простой обмен любезностями между коллегами из соседних районов. Театры нередко приходят на выручку друг к другу, подставляя плечо, вернее, предоставляя сценическую площадку.

С марта подмостки всей России закрылись для зрителей. У альметьевцев начался ремонт сцены. Он был запланирован уже давно и именно на это время. Все бы хорошо, все вовремя, но covid-19 дело затянул. К тому времени, как Роспотребнадзор разрешил театрам принимать первых зрителей, строители (тоже по очереди заболевающие) ремонт закончить не успели.

Как актеры рвутся к своим зрителям, знают только они сами да еще их родные. Альметьевцы сидели как на иголках. А тут еще и эксперты «Золотой маски» (самой престижной премии в России) собрались в Альметьевск, чтобы воочию оценить два спектакля, которые можно было бы выдвинуть на соискание премии.

Сцена на ремонте, зато рядом есть удивительный по своей истории и всеобъемлющий по своему дружелюбию театр имени А. В. Баталова. Мы распахнули двери для своих коллег, предоставив им площадку на два вечера. Трое экспертов из Москвы Ксения Аитова, Надежда Стоева, Владислава Куприна (имена широко известные в мире театра) приехали посмотреть на работу альметьевцев. Показывали «Королевство кривых» и «Микулай». Для коллег это площадка неродная, малоизученная, с другими параметрами, светом и акустикой. Да и зритель другой. После спектакля Фарида Исмагилова поделилась впечатлениями: «Зал даже дышал иначе, не как у нас. Зрители смотрели по-другому». И это вовсе не дает характеристику «лучше/хуже». Просто настоящие актеры всегда на каком-то флюидном уровне чувствуют общий настрой зала.

Надо отметить, что итог выступления — высокая оценка экспертов. Спектакль «Королевство кривых» стало номинантом в четырех номинациях конкурса.

Рокировка

Ремонт сцены альметьевского театра  закончился, и настало время нам ехать к ним со спектаклем. «Казанское полотенце» было выбрано неслучайно. Во-первых, переводчиком этой пьесы была директор театра нефтяной столицы Фарида Исмагилова. Во-вторых, коллективу было интересно, как оценит публика татарского театра постановку русского коллектива по пьесе татарского классика.  Вот тут снова начинаются совпадения. В баталовский театр собирается приехать критик Владислава Куприна. Еще в начале года Союз театральных деятелей РФ выдал грант на ее работу с нашим театром. Та самая Куприна, что приезжала посмотреть «Королевство» в Бугульму теперь едет в Альметьевск посмотреть наше «Полотенце».  

Зал в день показа был полон, учитывая требование Роспотребнадзора по максимальной заполняемости 50%. И здесь актеры так же отметили, что публика другая. При первом выходе артистов на сцену она аплодирует. После каждого музыкального номера она аплодирует. За наиболее комичные мизансцены она аплодирует.

Конечно, как у всякого критика у Куприной нашлись свои замечания по делу и вскользь. Для артистов и постановщиков мнение профессионального театроведа,  преподавателя истории зарубежного театра в ГИТИСе, заведующей литературной частью Московского театра юного зрителя, члена жюри российских театральных фестивалей важно. Это возможность сверить часы с московским театральным временем, узнать о тенденциях развития театрального искусства, вспомнить азы профессии. Все-таки работа в небольшом городе в отсутствии конкуренции притупляет внимание.

Спектакль в спектакле

Уже в Бугульме, на родной сцене, показали критику еще два спектакля. Один из них «Танцы на праздник урожая», где Владислава Куприна высоко оценила актерский ансамбль. Об иссушенной одиночеством женской жизни, бессмысленных дорогах в пустоте можно размышлять долго, смотреть на это сквозь призму мужского шовинизма и женской истерии. Но в этом спектакле каждый находит что-то свое притягивающее или отталкивающее.

На показ «Бог ездит на велосипеде» были приглашены ученики школы № 1. Министерство по делам детей и молодежи РФ в марте этого года признало постановку лучшим спектаклем для подростков. Пришли семи- и восьмиклассники. Критик смотрела спектакль не просто вместе с ними, но еще и за тем, как они следят за действием, разворачивающимся на сцене. Школьники сопротивлялись, что в принципе свойственно их возрасту. «Как можно показать слабину, выразив заинтересованность?». Зал то роптал, то замирал, то вслух спорил с актрисой, но не был равнодушным. Это и отметила критик вместе с тем, что эта постановка достойна войти в лонг-лист «Золотой маски».

«Ремесло»

Практически через день после отъезда Владиславы Куприной творческая группа театра отправилась на фестиваль молодой режиссуры «Ремесло» в Казань. Нас принимал татарский ТЮЗ.

Перед важным выступлением с актерами на прямую связь через семь  часовых поясов и пять тысяч километров вышел режиссер Дмитрий Акриш. Настраивал на спектакль, поднимал настроение, интересовался, как идут дела. Перед выходом на сцену в постановке «Танцы на праздник урожая» важно не растерять настроя, идти уверенно по тропе, что проложил режиссер.

В зале вместе со зрителями ждали семь серьезных критиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Казани. Некоторые отметили, что открыли для себя жемчужину – театр имени А. Баталова, его труппу, репертуар.

На фестивале не было номинаций, наград. Главное, что опять-таки было немаловажно коллективу – окунуться в профессиональную среду, пообщаться с мастерами сцены, посмотреть на воплощение новых форм и жанров, что-то подчерпнуть, от чего-то отказаться.

В 2021 год театр вступает с новыми идеями. Их основу заложил тот самый covid-19, с которого и начался этот текст. В репертуаре появится больше комедий. Драм и трагедий пандемия представила предостаточно.

Юлия Исмагилова

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *