«ОТЦЫ И ДЕТИ» В ФОРМАТЕ ХХI века

По спектаклю «Бог ездит на велосипеде»

Уже не раз отыгранный на сцене бугульминского театра спектакль «Бог ездит на велосипеде» — это прекрасная возможность для родителей и детей глубже взглянуть в реальность, встать на путь понимания или даже решения тех проблем, которые возникают между «отцами и детьми» в двадцать первом веке. Нельзя равнодушно покинуть стены театра после просмотра этой удивительной работы режиссера Алессандры Джунтини.

В чем смысл показывать то, что мы и так видим каждый день? Зачем нам слушать эту нелицеприятную лексику с подмостков? Зачем смотреть эти мелочные и абсурдные конфликты глупых, еще не познавших мир, детей? Ведь мы и так сталкиваемся с этим всегда, в реальной жизни! Скажите честно, это же, действительно, первая мысль, посетившая вашу голову во время просмотра спектакля «Бог ездит на велосипеде»?

На первый взгляд, молодой человек с психическим расстройством пытается справиться со своими проблемами. Родители хотят помочь ему, когда сами нуждаются в помощи психиатра. Четырнадцатилетние подростки ведут себя как взрослые, а взрослые никак не могут смириться с упущенными возможностями детства. С уст героев срывается жаргонный сленг. Резкие звуки музыки, бесконечные страшные выкрики со сцены, ослепительный, пульсирующий свет и кромешная тьма, с чуть виднеющейся серой дымкой. Кажется, что всё режет глаза и уши. Но именно этот дискомфорт, атмосфера неприязни и отвращения заставляет погрузиться в сюжет и на себе испытать те страшные события, которые переживают герои спектакля.

Подросток. Для людей разных поколений это слово имеет неодинаковые значения. Для кого-то это просто крохотный этап огромной жизни, для кого-то болезнь, для кого-то упущенная возможность реализовать себя. Что же значит быть подростком для тех, кто им является, тех, кто уже не маленький, но еще не взрослый?

Монолог Наташи в начале наверняка вызвал долю отвращения у взрослых, присутствующих на спектакле. Людей, которые пришли в театр посмотреть на высокое творение искусства. Подростки посмеялись, увидев себя в той немного истеричной девочке. Однако уже тогда стал проясняться этот самый конфликт, который необходимо было донести до зрителей.

«Как хорошо стоять на высоком мосту и смотреть как там, внизу, прогорает жизнь, где каждый стремиться к непонятной мечте, делает что-то, не имея представления о цели. Да и в целом, всё это бессмысленно, ведь мы рано или поздно умрём. Грубо и прямо, но какой бы не была правда, она такая, какая есть, и с этим можно только смириться».

Откуда у четырнадцатилетних подростков такие мысли? Почему они не видят будущего?

Давление, которое дети ощущают на себе, не заметно взрослым, но оно оставляет отпечаток на их мировоззрении и дальнейшей жизни. Действительно, мать и отец Кирилла желали ему только лучшего: высокооплачиваемой работы, семейного благополучия, счастливого будущего. Но дает ли им это право, действовать, не посчитавшись с мнением самого подростка? Любой ребенок боится разочаровать своих родителей. А когда планка с каждым разом повышается, они уже не могут оправдать ожиданий. Из-за чего подает самооценка, появляется страх и отсутствие желания что-либо изменить, ведь, по мнению родителей, ничего не получается.

Вот оно то самое давление. Родители же лучше знают, что необходимо ребенку, ведь у них еще нет опыта, да и мыслят они узко. Импортные кроссовочки, качественные футболочки с необычными надписями, лайки в соцсетях, решающие их любовные отношение — это всё, что их волнует. А то, что родители не уделяют должного внимания, заставляют делать что-то, не поинтересовавшись желаниями самого ребенка – в порядке вещей.

На протяжении всего спектакля видно, как Кирилл изо всех сил борется за свое мнение, пусть это и не совсем поучается. Хорошо, что на своем пути ему удалось встретить родственную душу. Наташа, разделяющая его проблемы, показала мальчику: он такой не один, главное, держаться друг за друга.

В первую очередь, именно Наташа является резонёром авторской идеи. Ее первый монолог и письмо, обращенное к себе шестилетней, прямо показывают зрителю проблемы и переживания, которыми не каждый подросток способен поделиться с родителями.

Что же всё такие такое – быть подростком? Это переживать новые эмоции и чувства; думать о будущем, в котором действительно хочется жить и радоваться каждому дню; это поиски, в первую очередь, самого себя в этом огромном и неизведанном мире; это надежда на получение понимания со стороны родителей, ведь они уже были подростками, у них больше опыта. Если однажды человек, будучи ребенком, узрит взрослый мир во всем его ужасе, то это обязательно отразится на дальнейшей жизни.

«А кем вы хотели быть?» — зададут со сцены зрителю герои. Смысл этого заключается в следующем: «если когда-то вы, взрослые, не смогли осуществить свою мечту, это не значит, что это должны сделать ваши дети».

«Мы, молодое поколение, хотим лишь понимания и поддержки с вашей стороны. Большего и не нужно». Я думаю, именно эта мысль должна была тронуть сердце каждого взрослого, присутствующего в зале.

Лилия Курманова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *