Подростки – публика необыкновенная. Это на открытых площадках они приобщаются к миру искусства легко и приятно. Будто «шёл мимо, и случайно увидел, остановился посмотреть», а в театр, на выставку или концерт, их разве что калачом заманишь. Свобода выбора и личное пространство для них превыше прочего.
Артисты БГРДТ им. Алексея Баталова решили, что нужно самим выйти за пределы сцены и зрительного зала, постучаться в сердца и души школьников. С постановкой «Волна» по произведению Тода Штрассера они пришли к девятиклассникам.
Эксперимент, описанный в книге, известен на весь мир: учитель истории, желая объяснить американским подросткам, что такой нацистский режим и как он менял сущность людей, создаёт в обычной калифорнийской школе движение «Волна». Его формула заимствована из уклада гитлеровской Германии: дисциплина, общность, действие. И всего за несколько дней школа превращается в тоталитарное сообщество, члены которого с покорностью следуют за лидером, вовлекают новых адептов и притесняют несогласных. Малоинтересные для одноклассников школьники чувствуют себя значимой частью общества, а лидеры сдают свои позиции, начинается уравниловка. Масса верит, что создаёт новое молодёжное общество без изъянов, а на деле происходит ломка собственного сознания, вместо него приходит разум один на всех, и больше нет личной уникальности.
В формате 5D, когда к трёхмерному пространству подключаются физиологические органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус присоединился ещё один главный анализатор – сердце.
Зрители не просто смотрели спектакль, они могли протянуть руку и при желании дотронуться до Лори Сондерс (в исполнении Лейсан Хабибуллиной) или Эми Смит (Ольга Санчарова). Но не один из школьников на протяжении действия не мог пошевелить и пальцем. Затаив дыхание они наблюдали за тем, как накаляется и одномоментно гаснет костёр эмоций на импровизированной сцене. Только сердце билось сильнее или замирало от ужаса в осознании того, как легко можно манипулировать массами.
В роли учителя истории Бена Росса, затеявшего эксперимент, — Камиль Кунгуров, его супруги – Виктория Лапчук, она же читала слова автора. Именно читала, потому что пьеса в постановке Рияза Усманова была в этюдном жанре. В руках у актёров – сценарий. Каждый произносил свои слова не наизусть, заглядывая в листы, но этот ход помог им сыграть ещё более убедительно. Не нужно было вспоминать текст, можно сосредотачиваться на эмоциональной передаче сути произведения.
Ильдар Вильданов сыграл Дэвида Коллинза – парня, который сквозь призму любви к своей девушке смог разглядеть ужасы строя нацизма. А Тимур Багаманов стал его полным антиподом, неудачником Робертом Биллингсом, тем самым школьным типажом, преданным идее до конца, потому что только общее дело сделало его нужным и равным, а не последним среди одноклассников, которых исполнили Руслан Сунгатуллин и Александр Бобейко.