ДВОРЕЦ АБСУРДА, ЦИРК ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Родился новый спектакль в бугульминском драматическом театре. На сцене ожила сказка Ю.Олеши «Три толстяка». Нацпроект «Театры малых городов» позволил вложить немалую сумму денег в постановку. Она оправдала себя яркими костюмами, декорациями. Современные дети откроют для себя «Трех толстяков» заново.

До празднования векового юбилея этой сказки остается буквально три года. Юрий Олеша написал ее вскоре после революции, будучи довольно молодым человеком 25-ти лет от роду. До этого в основном сочинял стихи. И поэтому текст получился лиричным, изобилующим средствами художественной выразительности: метафорами, олицетворениями.

Если для чтения вслух и развития воображения книга интересна и полезна, то для постановки на сцене – трудна. Попробуйте сами сначала представить образно, а после как можно показать на сцене театра моменты из текста Олеши:  «Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами». Или вот: «Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком». В этом весь текст Юрия Олеши. Он красив, но малосценичен.

Режиссеру-постановщику Рустему Файздрахманову необходимо было сделать инсценировку произведения, уложить его в формат сцены, продумать быструю смену декораций. На помощь пришла художник Елена Сорочайкина из Набережных Челнов. Она плотно сотрудничает с театром  с ноября 2019 года.

— Совместить на одной сцене дворец и цирк, дом доктора Гаспара и детскую наследника Тутти не так-то просто, — рассказывает Елена Сорочайкина. —  Поэтому у нас родился образ театральной коробки, которая раскладываясь в ту или иную сторону, превращается в другое место действия. И этот своеобразный балаганчик не так далек от истинной истории. Похожие конструкции разъезжали по миру (чаще, конечно, в Европе). Это была и бричка, и сцена, и дом. Они ярко расписывались снаружи и внутри, здесь хранились семейные реликвии, придумывались выступления, здесь же женились, рождались дети.

Само действие сказки выстроено в жанре балагана – уличного народного театра, демократичного ярмарочного спектакля. Это зрелище с сатирическими мотивами, основанное на балагурстве, и снабженное шумовыми эффектами.

В сказке Олеши огромное количество действующих лиц. Сокращать их было бы равносильно изменению линии повествования. Они остаются практически все. Актеры прямо на сцене меняют элементы костюма, пластику, голосовую подачу и вот перед нами Канцлер (Ильдар Вильданов) превращается то в Первого, то во Второго, то в Третьего Толстяка. Есть определенный элемент абсурда, и в этом стиль уличного театра сохранен.

Перед зрителями за час представления проходят сразу несколько видов театра: кукольный, театр теней, мыльных пузырей, буффонада, драматический. Действие кроме зеркала сцены разворачивается в различных плоскостях: зрительный зал, крыша выстроенной конструкции, ложа Бенуа и бельэтажа.  

Постановка апеллирует к культурной памяти, используя треки поп-музыки. И эта отсылка конечно больше вызывает улыбку узнавания, одобрения родителей.

Обращение к сказке «Три толстяка» для бугульминского театра символично еще и тем, что в художественном фильме 1966 года роль гимнаста Тибула сыграл Алексей Баталов, чье имя носит театр. Он же был автором сценария и режиссером культовой советской сказки.

В постановке занят весь молодой состав театра (пять актеров, пополнивших труппу на последние два года). С дебютной ролью выступил Алексей Жучков (Доктор Гаспар).

Постановка стала возможной благодаря партпроекту «Театры малых городов» инициированному партией «Единая Россия».

Юлия Исмагилова

Фото Дениса Гапонова

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *