Пять звезд гостиничной комедии

Красные носки

В зрительном зале пока не погас свет, еще слышны тихие переговаривания публики. Кажется, что после третьего звонка к своему креслу идет припоздавший зритель. Идет уверено, не смотрит по сторонам: белая рубашка, черные брюки, красные носки. Невозмутимо поднимается на авансцену. Надевает униформу. Она в этой же цветовой гамме. Всё. Других цветов сегодня больше не будет. В спектакле «Номер с фруктами» только они правят балом: кроваво-красный, глубокий черный и полная им противоположность – белый.  

И вот перед нами уже не актер Ильдар Вильданов, а коридорный Иосиф Маркович Ножичек, гротескно изображенный представитель национальной принадлежности, угадываемой по имени-отчеству. Он одарен большинством штампов, что водятся за евреями: предприимчивость, аккуратность, особая любовь к деньгам, культ почитания и даже некоторого раболепства перед супругой, навязчивость.

«Простите, это снова я…»

Пролог спектакля — в духе начальных титров легендарного фильма «Четыре комнаты». И там, и здесь портье попадает из одного номера отеля в другой. За каждой новой дверью — своя история. Она ошарашивает. Наш портье проходит через пресс характеров, привычек постояльцев. Чего он только там ни увидел: аппетитную барышню с кожаной плеткой, парня с пистолетом, девушку в шелковом халатике. Настоящие эмоциональные качели. Впрочем, далее в спектакле разворачивается такая драма, что впору умереть, воскреснуть и снова потерять сознание. События и новые факты несут, как американские горки: то вверх, то вниз.

Пятеро главных персонажей по очереди сходятся в пространстве одного гостиничного номера. Следуют основному закону комедии положений: больше трех не собираться. Это бедрум-фарс, где место действия сюжета – спальня. В нашем случае гостиничный номер. Именно из-за того, что каждый что-то не знает о другом, его мыслях, мотивации поступков и возникают комичные положения.

Двери то в номер, то в ванную, то в спальню периодически распахиваются, впускают все новые подробности, запутывают сюжет.

Драматург: вот мое слово

Автор пьесы — наш современник Александр Коровкин. Его драматургия выверена временем и опытом. Коровкин сам окончил актерский факультет ГИТИСа и факультет драматургии литературного института. Театральный мир он видит с двух различных вершин, что дает фору режиссерам и актерам в работе трансформации печатного текста в действие и речь.

Пьеса «Номер с фруктами», написанная шесть лет назад, идет по всей России от театров Архангельской области до Амурской, включая Крым. К слову, после премьеры Александр Коровкин поздравил всех причастных к созданию спектакля с удачным стартом, пожелал шквала оваций и ураган падений зрителей от смеха с кресел. Он попросил выслать ему программки с автографами актеров и режиссеров.

Двое (режиссеров) на одну (пьесу)

Над постановкой одновременно работали два режиссера. Рияз Усманов (по образованию режиссер народных театров) и Роман Никитин (заслуженный артист РТ).

— Как нам работалось в дуэте? Было немного тяжело, — рассказывает Рияз Усманов. — Каждый — творческая личность. У каждого — свое мировоззрение, видение спектакля. Мы приходили к общему мнению без конфликтов. Если доказывать что-то аргументированно, то коллега соответственно соглашается.

— Еще до репетиций с актерами мы обговорили весь спектакль вдвоём, — добавляет Роман Никитин.Разработали общую идею. Нюансы начали возникать по сценам. Что вполне логичным кажется для одного режиссёра, для другого может быть непонятным. По этому поводу спорили. А в споре, как известно рождается истина. Но чаще мы не конкурировали, а дополняли идеи друг друга.

На вопрос «почему было принято решение работать совместно?» Роман Никитин ответил:

— Какой же солдат не мечтает стать генералом? Я уже много лет служу в театре актером и хотелось поработать с другой стороны.

Не все задумки удалось воплотить, — продолжает тему Рияз Усманов. — От многих вещей при репетициях пришлось отказаться. Когда продумываешь каким будет спектакль, то видишь в голове определенную картинку, хочешь повторить ее, но сцена диктует свои правила.

— Мы сами играющие актёры и прекрасно понимаем, что даже самый прекрасно придуманный план может столкнуться с суровой реальностью, — добавляет Роман Никитин. — В режиссерском сценарии пока не начнешь репетиции не пропишешь схему передвижений актеров: «Жора идет два метра направо, Марго выдвигается на два метра вперед». Так не работает. На сцене искали вместе с актерами ходы.

Почти олимпийский вид спорта

Промедление смерти подобно. Так можно сказать и о спектакле «Номер с фруктами». Чуть замешкается один актер, шутка умирает без предупреждения. Идея режиссеров – синхронизировать действия героев. В тот момент, когда закрывается одна дверь, другая непременно открывается. Действие героя должно обязательно закончиться вместе с последними аккордами музыки. Из актеров получилась почти российская сборная по синхронному плаванию.

— Мы старались, чтобы наши актёры друг друга держали в поле зрения ежесекундно. Рисунок спектакля потеряется, если один отвлечется. Постановка во многом держится на синхронности, — прокомментировал Рияз Усманов.

Осторожно: двери открываются

Шесть дверей создают в постановке ощущение стремительно меняющегося пространства и времени. Оформление дверей в стиле британского поп-арта с легким намеком на комиксы. Что так же близко к упомянутому выше прологу из фильма «Четыре комнаты». Художественное и музыкальное оформление взяла на себя Лейсан Хабибуллина. Поэтому темы сценографии и музыки перекликаются. Музыкальные вставки – саундтреки фильмов-хитов нынешнего века. Они встраиваются в общую тему и создают иронический контрапункт.

Молодо не зелено

— Проект, который увидел свет, смело можно назвать молодежным, — обратился к коллегам после премьеры директор театра им А. Баталова Владислав Юдин. – В его создании принял участие молодой состав нашего театра: режиссеры, артисты, сценограф.

Средства на постановку, выделены Министерством культуры РТ. Бугульминский театр так же вложил собственные средства. Постановочные расходы составили порядка 100 000 рублей.

Деньги пошли на закупку расходных материалов для декораций, костюмов. Часть из них были созданы в швейном цеху (костюмы для коридорных), часть — закуплены в магазинах. Так как пьеса отражает действие наших дней, покупка костюмов главных героев была уместна. Некоторые декорации были собраны в поделочном цеху. Например, круглый кожаный диван.

Впервые с большой ролью в вечернем спектакле на сцену вышел Алексей Жучков (дебютант этого театрального сезона в бугульминском театре).

Главные роли исполнили актеры уже полюбившиеся публике по ролям в предыдущих постановках: Ильдар Вильданов, Виктория Лапчук, Тимур Багаманов, Лейсан Хабибуллина.

В спектакль помимо пятерых основных действующих лиц было решено включить коридорных, которые дополняют атмосферу гостиницы и создают еще больше комических ситуаций. Их роли исполняют Руслан Сунгатуллин, Марина Чернуха, Матвей Баранов, Алия Фахрутдинова.

Юлия Исмагилова

Фото Дениса Гапонова

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *